Установление военного налога в СССР в период Великой Отечественной войны как фактор стабилизации бюджета в условиях военной угрозы
Аннотация
В канун годовщины Победы в Великой Отечественной войне и в условиях проведения специальной военной операции особо значимым становится изучение опыта советского руководства в достижении поставленных задач. В условиях оккупации ряда территорий поступления налогов с прибыли резко сократились с началом Великой Отечественной войны. Для ликвидации возникающего бюджетного разрыва Верховный Совет ввел военный налог. Реализация указанного решения основывалась на комплексе правовых актов: кроме Указа Верховного Совета, применялись инструкции Народного комиссариата финансов, а также акты, устанавливающие ответственность за неуплату налога. Автором исследуется содержание указанных актов. Отмечается, что в результате принятых мер удалось стабилизировать бюджет и обеспечить армию необходимыми ресурсами. Успешное выполнение военных задач в значительной мере стало возможным благодаря поддержке всего советского общества, что подчеркивает сплоченность в годы войны.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Военно-юридический журнал № 01/2025 |
Страницы | 27-30 |
DOI | 10.18572/2070-2108-2025-1-27-30 |
Анализируя уровень готовности советской промышленности и экономики к военному вторжению гитлеровской Германии, следует отметить, что степень экономической защищенности оставалась невысокой. Поэтому в первые месяцы военного вторжения государство принимало экстраординарные решения по вопросу обеспечения сбалансированности бюджета для надлежащего снабжения войск на фронте.
По данным Народного комиссариата финансов СССР на военные нужды за 5 лет (с 1941 г.) было использовано более 1100 млрд руб., в том числе более половины средств было направлено непосредственно на прямые военные расходы. Важно соотносить эту информацию со сведениями о доходной составляющей. В период с 1941 г. к 1942 г. существенно упал объем доходов государственного бюджета (177 и 165 млрд руб. соответственно). При этом в 1940 г. эта сумма превышала 180 млрд руб. Это подтверждает, что государство находилось совершенно в необычных условиях, когда возрастающие расходы не увязывались в динамику изменения доходной части бюджета.
В связи с этим уместно вспомнить слова народного комиссара финансов СССР А.Г. Зверева. Выступая с защитой государственного бюджета на 1944 г., он отметил, что задача скорейшего и полного разгрома гитлеровской Германии требует больших ассигнований на военные нужды. В связи с этим в проекте государственного бюджета на 1944 г. общая сумма расходов на финансирование Наркомата обороны и Наркомата военно-морского флота была предусмотрена в 128 млрд руб. (половина годового бюджета). Необходимо отметить, что рост расходов происходил на фоне стремительного сокращения внутреннего валового продукта в первые месяцы военного вторжения (двукратное сокращение с июня по ноябрь 1941 г.).
Во многом это было вызвано тем, что западные аграрные земли, территории ряда предприятий находились в условиях оккупации, некоторые в условиях вынужденной эвакуации в восточные области государства, и поэтому производство фактически было невозможным. Это привело к тому, что за два года вдвое сократился объем поступлений налогов от оборота, подобная статистика наблюдается и в отношении налога с прибыли. В таких условиях государство искало новые способы преодоления бюджетного разрыва. В качестве первых шагов по мобилизации экономики уже в июле 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял решение об установлении временных надбавок к сельскохозяйственному налогу и к подоходному налогу с населения. По общему правилу, надбавка увеличивалась на 100% в отношении базовой суммы сельскохозяйственного налога для семей, члены которых не были призваны на военную службу. В случае призыва на военную службу одного члена семьи сумма этой надбавки сокращалась вдвое. В случае если в семье два и более членов были призваны на военную службу, то эта семья надбавку платить не должна была. Указанные положения свидетельствуют о том, что такая надбавка носила компенсационный характер и связана с косвенной мотивацией к добровольной мобилизации, к призыву на военную службу.