Правоохранительная деятельность органов военного управления по обеспечению пропускного режима военных (режимных) объектов: анализ нормотворчества и практики
Аннотация
Работа посвящена вопросам обеспечения пропускного режима военных (режимных) объектов. Представлен анализ нормативных актов, регламентирующих содержание, порядок реализации этого режима и ответственность за его нарушение. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу о том, что понятие пропускного режима в различных нормативных правовых и локальных нормативных актах определяется по-разному. В связи с этим формируется и различный перечень ограничений, несоблюдение которых влечет ответственность нарушителей режима охраны объектов. Кроме того, наряду с мерами административной ответственности, предусмотренными санкциями ст. 20.17 и других статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), в ведомственных положениях устанавливаются меры принуждения, дополняющие определяемую законодательством ответственность за нарушение пропускного режима.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Военно-юридический журнал № 01/2025 |
Страницы | 20-23 |
DOI | 10.18572/2070-2108-2025-1-20-23 |
На современном этапе военно-политическая обстановка в мире остается непростой и нестабильной. Отмечается активность разного рода трансграничных радикальных, террористических группировок и специальных служб иностранных государств, в том числе действующих против России. Это покушения на руководителей органов военного управления, общественных деятелей, попытки вербовать исполнителей диверсионных и террористических актов на критически важных объектах инфраструктуры России, а также в местах массового пребывания людей, компактного проживания военнослужащих и членов их семей.
Объектом профессионального внимания зарубежных спецслужб становится конфиденциальная информация стратегического характера, в том числе о системах государственного и военного управления, передовых технологиях и перспективных заделах в военной и других областях. Это требует принятия особых мер охраны военных (режимных) объектов и в ряде случаев принятия дополнительных мер режима секретности.
К таким мерам, исходя из определения режима секретности, данного в ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», относятся организационные, технические и иные меры, направленные на защиту сведений, составляющих государственную тайну.
Определение военных и режимных объектов формулируется в конкретизирующих дефинициях Указа Президента России от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (далее — Перечень). Так, к военным объектам относятся боевые позиции войск, воинские части, стационарные пункты управления, военные научно-исследовательские организации, полигоны, узлы связи, базы, склады, комплексы или отдельные здания и другие сооружения военного назначения.
В свою очередь, режимные объекты — это объекты, на которых ведутся работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и для функционирования которых установлены специальные меры безопасности (примечание 3 Перечня). На территории режимных, а в ряде случаев и военных объектов концентрируются, как правило, интеллектуальные, технологические, индустриальные ресурсы, что придает им особую ценность в общем стратегическом развитии общества, в обеспечении экономического роста, обороноспособности и безопасности государства.