Дата публикации: 05.02.2025

Особенности участия прокуратуры в конституционном контроле

Аннотация

Для развития нашей страны как демократического и правового государства важную роль играет единство правового пространства, которое обусловливается обеспечением соответствия нормативных правовых актов всех уровней нормам Конституции Российской Федерации. В целях укрепления этого единства необходима целая составляющая Федерации, которая обеспечивается эффективной работой органов государственной власти по конституционному контролю за законодательством. Единство правового пространства означает предопределенное Конституцией Российской Федерации положение согласованности, соотносимости и соподчиненности правовых норм, основанное на их юридическом верховенстве. Немаловажная роль в укреплении такого единства принадлежит органам прокуратуры.




За последние годы практика показала, что прокуратура в рамках предоставленных ей полномочий по надзору в сфере законодательства как общегосударственная структура располагает широкими возможностями по приведению нормативной базы субъектов Российской Федерации в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации и федерального законодательства.

Еще в 20-е годы XX в. к основному направлению общего надзора прокуратуры за законностью относилось изучение распоряжений и постановлений административных органов. После передачи полномочий прокуратуре в области контроля и надзора за нормотворческой деятельностью исполкомов ее роль усилилась. Кроме того, прокуратура должна была следить за соответствием нормативных актов местных органов республиканским законам. По итогам прокуратура выносила протесты в случае выявленного несоответствия. Согласно статистическим данным количество протестов по РСФСР в период: январь 1922 г. — январь 1924 г. составило 9019, 1924 г. — 17 437,    1925 г. — 29 800, 1926 г. — 25 300. Прокуроры должны были также проверять все постановления органов власти, однако из-за кадрового кризиса в органах прокуратуры такой объем был им не под силу. Некомплект прокурорских кадров в РСФСР к 1924 г. составлял 22,8%, уже в январе 1925 г. некомплект приблизился к отметке в 12,3%.

Стоит отметить, что количество протестов прокуратуры, выносимых в отношении центральных и губернских органов советской власти, уменьшалось (с 87,2% в 1924 г. до 20,7% в 1926 г.), а в отношении уездных органов власти — увеличивалось (с 12,8% в   1924 г. до 79,3% в 1926 г.) от их общего числа. Большинство нарушений законов в уездах было выявлено в финансово-налоговой деятельности исполкомов.

Знаковым для прокуратуры стал 2014 г., когда редакция наименования главы 7 Конституции РФ была приведена в соответствие с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации». Как заметил С.А. Авакьян, теперь «названные органы власти рассматриваются как организационно самостоятельные».

При этом прокуратура не получила конституционного закрепления перечня своих полномочий. Конкретизация полномочий не рассматривалась даже и в первоначальной редакции Конституции Российской Федерации. Закон о поправке к Конституции Российской Федерации 2014 г. тоже не внес определенных коррективов. Им было исключено определение прокуратуры как «единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации». Вместе с тем конституционное закрепление принципа единства и централизации прокуратуры предоставляло прокуратуре дополнительную стабильность.

Список литературы

1. Авакьян С.А. Конституционное право России : учебный курс : учебное пособие для студентов. В 2 томах. Т. 1 / С.А. Авакьян. 7-е изд., перераб. и доп. с учетом конституционной реформы 2020 г. Москва : Норма : Инфра-М, 2021. 864 с.
2. Евдокимов В.Б. Участие прокуратуры в обеспечении единства правового пространства в Российской Федерации / В.Б. Евдокимов // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 12. С. 56–60.
3. Звягинцев А.Г. История прокуратуры России. Историко-правовой анализ. Москва : ЮНИТИ-ДАНА. 2017. 223 с.
4. Петрова Л.И. Право законодательной инициативы прокурора / Л.И. Петрова, С.Г. Манакова // Законность. 2009. № 12 (902). С. 3–8.
5. Формирование административно-командной системы, 20-30-е гг. : сборник статей / редколлегия: Е.Г. Гимпельсон, Г.Б. Куликова, А.К. Соколов ; ответственный редактор В.П. Дмитренко. Москва : Наука, 1992. 238 с.

Остальные статьи