Экономическая основа транспортных правоотношений
Аннотация
В статье определяются экономические основы транспортных правоотношений, в качестве которых рассматриваются специальные меры, отражающие не только эффективность, но и финансовое обеспечение деятельности транспорта.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Гражданское право № 01/2025 |
Страницы | 36-39 |
DOI | 10.18572/2070-2140-2025-1-36-39 |
Как известно, в процессе осуществления транспортной деятельности возникают многообразные общественные отношения, опосредующие не только реализацию возложенных на транспорт специфических функций, но и адекватную сбалансированность перевозочного процесса. В свое время М.С. Орданский, исследовавший правовые проблемы железнодорожного транспорта в целом и транспортных правоотношений в частности, о последних писал, что они представляют собой «различные по своему содержанию общественные отношения, урегулированные различными отраслями права, связанными с хозяйственной деятельностью транспорта», подразделяя их на внутренние и внешние. К первым ученый причислял отношения, возникающие в рамках функционирования транспортного комплекса, ко вторым — отношения «между органами транспорта и клиентурой», подчеркивая, что «формирование и развитие первых обусловливается сущностью вторых, а именно исполнением договоров перевозки».
Вопросы понятия и содержания транспортных правоотношений не являются целью данного исследования, вместе с тем ввиду неоднозначного подхода к их решению считаем необходимым обратить внимание на следующие аспекты.
Несмотря на довольно частое обращение к термину «транспортные правоотношения», в цивилистической науке количество научных изысканий по проблемам, связанным с выявлением качественных характеристик рассматриваемого явления, весьма незначительно, в связи с чем можно констатировать, что вопросы определения правовой природы и содержания транспортных правоотношений в полной мере не исследованы, а существующие решения далеко не однозначны.
Например, среди исследователей проблем транспортного права не наблюдается единства в определении понятия транспортных правоотношений. Одни ученые к их числу относят отношения «между транспортными организациями и клиентурой, возникающих в связи с оказанием услуг по использованию транспортных средств для осуществления перевозочного процесса». Другие же рассматриваемый феномен раскрывают через все отношения, «складывающиеся в процессе реализации транспортом возложенных на него функций», и под транспортными подразумеваются не только гражданско-правовые, но и отношения, складывающиеся «в процессе государственного управления транспортным комплексом страны, включая контроль и надзор за транспортной деятельностью».
Например, А.И. Бобылев под транспортными правоотношениями предлагает понимать «обособленную группу общественных отношений по организации и деятельности транспортных предприятий, организаций и физических лиц, включающую в себя ряд отношений, связанных с созданием транспортных организаций и с их деятельностью, трудовые отношения, отношения по государственному управлению транспортом, по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды на транспорте и др.». Иначе говоря, ученый под обозначенной категорией предлагает понимать комплекс различных по своим признакам общественных отношений, возникающих в транспортной сфере, не учитывая их отраслевую принадлежность. Аналогичную точку зрения высказывает и С.В. Асеев, однако, учитывая характер правового воздействия на рассматриваемые отношения, исследователь провел их классификацию и выделил несколько самостоятельных групп: «1) гражданско-правовые отношения, возникающие в сфере транспорта; 2) публично-властные отношения по управлению и организации транспортной деятельности; 3) публично-правовые отношения по обеспечению правопорядка на транспорте, способствующие эффективному и безопасному выполнению транспортом своих функций».