Дата публикации: 23.01.2025

Экономическая основа транспортных правоотношений

Аннотация

В статье определяются экономические основы транспортных правоотношений, в качестве которых рассматриваются специальные меры, отражающие не только эффективность, но и финансовое обеспечение деятельности транспорта.




Как известно, в процессе осуществления транспортной деятельности возникают многообразные общественные отношения, опосредующие не только реализацию возложенных на транспорт специфических функций, но и адекватную сбалансированность перевозочного процесса. В свое время М.С. Орданский, исследовавший правовые проблемы железнодорожного транспорта в целом и транспортных правоотношений в частности, о последних писал, что они представляют собой «различные по своему содержанию общественные отношения, урегулированные различными отраслями права, связанными с хозяйственной деятельностью транспорта», подразделяя их на внутренние и внешние. К первым ученый причислял отношения, возникающие в рамках функционирования транспортного комплекса, ко вторым — отношения «между органами транспорта и клиентурой», подчеркивая, что «формирование и развитие первых обусловливается сущностью вторых, а именно исполнением договоров перевозки».

Вопросы понятия и содержания транспортных правоотношений не являются целью данного исследования, вместе с тем ввиду неоднозначного подхода к их решению считаем необходимым обратить внимание на следующие аспекты.

Несмотря на довольно частое обращение к термину «транспортные правоотношения», в цивилистической науке количество научных изысканий по проблемам, связанным с выявлением качественных характеристик рассматриваемого явления, весьма незначительно, в связи с чем можно констатировать, что вопросы определения правовой природы и содержания транспортных правоотношений в полной мере не исследованы, а существующие решения далеко не однозначны.

Например, среди исследователей проблем транспортного права не наблюдается единства в определении понятия транспортных правоотношений. Одни ученые к их числу относят отношения «между транспортными организациями и клиентурой, возникающих в связи с оказанием услуг по использованию транспортных средств для осуществления перевозочного процесса». Другие же рассматриваемый феномен раскрывают через все отношения, «складывающиеся в процессе реализации транспортом возложенных на него функций», и под транспортными подразумеваются не только гражданско-правовые, но и отношения, складывающиеся «в процессе государственного управления транспортным комплексом страны, включая контроль и надзор за транспортной деятельностью».

Например, А.И. Бобылев под транспортными правоотношениями предлагает понимать «обособленную группу общественных отношений по организации и деятельности транспортных предприятий, организаций и физических лиц, включающую в себя ряд отношений, связанных с созданием транспортных организаций и с их деятельностью, трудовые отношения, отношения по государственному управлению транспортом, по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды на транспорте и др.». Иначе говоря, ученый под обозначенной категорией предлагает понимать комплекс различных по своим признакам общественных отношений, возникающих в транспортной сфере, не учитывая их отраслевую принадлежность. Аналогичную точку зрения высказывает и С.В. Асеев, однако, учитывая характер правового воздействия на рассматриваемые отношения, исследователь провел их классификацию и выделил несколько самостоятельных групп: «1) гражданско-правовые отношения, возникающие в сфере транспорта; 2) публично-властные отношения по управлению и организации транспортной деятельности; 3) публично-правовые отношения по обеспечению правопорядка на транспорте, способствующие эффективному и безопасному выполнению транспортом своих функций».

Список литературы

1. Асеев С.В. Транспортное право. Общая часть : учебное пособие / С.В. Асеев. Нижний Новгород : Издательство ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2005. 92 с.
2. Бажина М.А. Основные закономерности становления правового регулирования статуса перевозчика / М.А. Бажина // Российский юридический журнал. 2021. № 2. С. 142–151.
3. Бевзюк Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (постатейный) / Е.А. Бевзюк ; под редакцией С.Ю. Морозова (Подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2011).
4. Бобылев А.И. Место транспортного права в системе российского права / А.И. Бобылев // Транспортное право. 2005. № 1. С. 10–14.
5. Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность / А.В. Венедиктов. Москва ; Ленинград : Издательство Академии наук СССР, 1948. 834 с.
6. Егиазаров В.А. Транспортное право : учебник / В.А. Егиазаров. Москва : Юстицинформ, 2004. 544 с.
7. Зайкова С.Н. Международно-правовые основания и условия формирования российской системы административно-правового обеспечения авиационной безопасности / С.Н. Зайкова // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 2. С. 53–62.
8. Лёвушкин А.Н. Правовая природа и объект договора морского страхования в транспортных правоотношениях / А.Н. Лёвушкин, И.К. Кузьмина // Транспортное право. 2022. № 2. С. 25–29.
9. Орданский М.С. Избранные труды : сборник научных трудов / М.С. Орданский. Уфа : РИЦ БашГУ, 2011. 474 с.
10. Романович А.Н. Транспортные отношения / А.Н. Романович. Минск : Издательство «Университетское», 1984. 126 с.
11. Савичев Г.П. Проблемы эффективности законодательства в транспортных обязательствах / Г.П. Савичев. Москва : Издательство МГУ, 1979. 152 с.
12. Стрельникова И.А. Понятие и место транспортного права в системе права России / И.А. Стрельникова. Москва : Юрлитинформ, 2009. 200 с.
13. Тужилова-Орданская Е.М. Транспортные правоотношения / Е.М. Тужилова-Орданская // Транспортное право. 2022. № 4. С. 30–33.
14. Ульянов А.В. Об ответственности отправителя за неисполнение заявки на железнодорожную перевозку грузов / А.В. Ульянов // Транспортное право. 2021. № 1. С. 18–22.
15. Яковлев В.Ф. Избранные труды. В 3 томах. Т. 2. Гражданское право: история и современность. Кн. 1 / В.Ф. Яковлев. Москва : Статут, 2012. 976 с.

Остальные статьи