Основания освобождения от ответственности за вред, причиненный высокоавтоматизированным транспортным средством
Аннотация
В данной научной работе проводится анализ оснований освобождения от ответственности за ущерб, нанесенный высокоавтоматизированными транспортными средствами. В статье рассматриваются как общие, так и специальные основания освобождения от ответственности, применимые исключительно к высокоавтоматизированным транспортным средствам в силу наличия у них конструктивных особенностей. Автор также идентифицирует субъектов ответственности. В результате проведенного исследования определяются основания для освобождения от ответственности для различных субъектов причинения вреда в зависимости от категории указанных транспортных средств.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Гражданское право № 01/2025 |
Страницы | 33-35 |
DOI | 10.18572/2070-2140-2025-1-33-35 |
Развитие технологий искусственного интеллекта в XXI в. происходит стремительно. Одним из проявлений этого процесса являются повсеместная разработка и внедрение высокоавтоматизированных транспортных средств. Не относится к исключениям в том числе и Россия.
В российской научной литературе появляется все больше исследований, которые анализируют отдельные теоретические и практические вопросы регулирования высокоавтоматизированных транспортных средств. Вместе с тем проблематику нельзя назвать до конца разработанной. В условиях активного внедрения новых технологий безопасность становится приоритетным аспектом, что делает вопрос ответственности за причиненный вред и основания освобождения от нее чрезвычайно актуальными. В данной работе проводится исследование правовых оснований освобождения от ответственности за ущерб, вызванный использованием высокоавтоматизированных транспортных средств.
На текущий момент в Российской Федерации эксплуатация высокоавтоматизированных транспортных средств разрешается исключительно в рамках специально установленного экспериментального правового режима. Экспериментальный правовой режим в сфере цифровых технологий установлен Постановлением Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 309 «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств» (далее — Постановление Правительства № 309) и Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. № 2495 «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по предоставлению транспортных услуг с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств на территориях отдельных субъектов Российской Федерации» (далее — Постановление Правительства № 2495).
Постановления Правительства № 309 и № 2495 закрепляют понятие высокоавтоматизированного транспортного средства. Под ним понимается «колесное транспортное средство, оснащенное автоматизированной системой управления при его изготовлении или путем внесения изменений в его конструкцию, осуществляющее движение в автоматизированном режиме управления» (п. 2 приведенных документов). Автоматизация режима управления транспортным средством достигается за счет того, что водитель-испытатель не вмешивается в процесс управления, но может находиться в высокоавтоматизированном транспортном средстве во время движения.
Вопрос об ответственности за причинение вреда должен рассматриваться с учетом характеристики источника вреда. В этой связи актуально рассмотреть вопрос о том, является ли высокоавтоматизированное транспортное средство источником повышенной опасности. А.В. Жилина в своей работе детально исследует данный вопрос и отмечает, что, несмотря на классификацию высокоавтоматизированного транспортного средства как транспортного средства, определение его статуса в качестве источника повышенной опасности требует дополнительного рассмотрения. Основным аргументом здесь выступает тот факт, что управление традиционным транспортным средством осуществляется человеком, тогда как высокоавтоматизированное транспортное средство контролируется системой искусственного интеллекта.