Дата публикации: 23.01.2025

Основания освобождения от ответственности за вред, причиненный высокоавтоматизированным транспортным средством

Аннотация

В данной научной работе проводится анализ оснований освобождения от ответственности за ущерб, нанесенный высокоавтоматизированными транспортными средствами. В статье рассматриваются как общие, так и специальные основания освобождения от ответственности, применимые исключительно к высокоавтоматизированным транспортным средствам в силу наличия у них конструктивных особенностей. Автор также идентифицирует субъектов ответственности. В результате проведенного исследования определяются основания для освобождения от ответственности для различных субъектов причинения вреда в зависимости от категории указанных транспортных средств.




Развитие технологий искусственного интеллекта в XXI в. происходит стремительно. Одним из проявлений этого процесса являются повсеместная разработка и внедрение высокоавтоматизированных транспортных средств. Не относится к исключениям в том числе и Россия.

В российской научной литературе появляется все больше исследований, которые анализируют отдельные теоретические и практические вопросы регулирования высокоавтоматизированных транспортных средств. Вместе с тем проблематику нельзя назвать до конца разработанной. В условиях активного внедрения новых технологий безопасность становится приоритетным аспектом, что делает вопрос ответственности за причиненный вред и основания освобождения от нее чрезвычайно актуальными. В данной работе проводится исследование правовых оснований освобождения от ответственности за ущерб, вызванный использованием высокоавтоматизированных транспортных средств.

На текущий момент в Российской Федерации эксплуатация высокоавтоматизированных транспортных средств разрешается исключительно в рамках специально установленного экспериментального правового режима. Экспериментальный правовой режим в сфере цифровых технологий установлен Постановлением Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 309 «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств» (далее — Постановление Правительства № 309) и Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. № 2495 «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по предоставлению транспортных услуг с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств на территориях отдельных субъектов Российской Федерации» (далее — Постановление Правительства № 2495).

Постановления Правительства № 309 и № 2495 закрепляют понятие высокоавтоматизированного транспортного средства. Под ним понимается «колесное транспортное средство, оснащенное автоматизированной системой управления при его изготовлении или путем внесения изменений в его конструкцию, осуществляющее движение в автоматизированном режиме управления» (п. 2 приведенных документов). Автоматизация режима управления транспортным средством достигается за счет того, что водитель-испытатель не вмешивается в процесс управления, но может находиться в высокоавтоматизированном транспортном средстве во время движения.

Вопрос об ответственности за причинение вреда должен рассматриваться с учетом характеристики источника вреда. В этой связи актуально рассмотреть вопрос о том, является ли высокоавтоматизированное транспортное средство источником повышенной опасности. А.В. Жилина в своей работе детально исследует данный вопрос и отмечает, что, несмотря на классификацию высокоавтоматизированного транспортного средства как транспортного средства, определение его статуса в качестве источника повышенной опасности требует дополнительного рассмотрения. Основным аргументом здесь выступает тот факт, что управление традиционным транспортным средством осуществляется человеком, тогда как высокоавтоматизированное транспортное средство контролируется системой искусственного интеллекта.

Список литературы

1. Вавилин Е.В. Безопасное использование высокоавтоматизированных (беспилотных) транспортных средств: правовые гарантии / Е.В. Вавилин // Хозяйство и право. 2024. № 1. С. 3–15.
2. Грачева Ю.В. Высокоавтоматизированные транспортные средства: угрозы информационной системе безопасности и правовая ответственность / Ю.В. Грачева, А.И. Коробеев, С.В. Маликов, А.И. Чучаев // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 12. С.
3. Жилина А.В. Высокоавтоматизированное транспортное средство как источник повышенной опасности в регулятивных песочницах / А.В. Жилина // Цифровые технологии и право : материалы II Международной научно-практической конференции (г. Казань, 22 сентября 2023 г
4. Соколов Д.В. Правовой эксперимент как средство обеспечения безопасности дорожного движения / Д.В. Соколов // Транспортное право. 2022. № 2. С. 3–6.
5. Чучаев А.И. Ответственность за причинение ущерба высокоавтоматизированным транспортным средством: состояние и перспективы / А.И. Чучаев, С.В. Маликов // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 6. С. 117–124.

Остальные статьи