Корпорация как участник корпоративных правоотношений
Аннотация
В статье представлена попытка теоретического исследования прав корпорации и способов их защиты в рамках корпоративных правоотношений. Было обнаружено, что исследований, которые бы предприняли попытку систематизировать права корпорации, недостаточно. В статье исследованы доктринальные вопросы и правовые проблемы, связанные со статусом корпорации как субъекта корпоративных правоотношений. Был сделан вывод о том, что за корпорацией следует признать статус субъекта корпоративных правоотношений. В результате анализа законодательства и судебной практики были выделены несколько групп прав корпорации, включая право корпорации на добросовестное и надлежащее управление, право на лояльное отношение со стороны ее участников. Автором были представлены способы защиты указанных прав. Исследование закладывает теоретические основы для дальнейших научных изысканий.
Тип | Статья |
Издание | Гражданское право № 01/2025 |
Страницы | 26-28 |
DOI | 10.18572/2070-2140-2025-1-26-28 |
В 2014 г. законодатель включил корпоративные отношения в предмет гражданско-правового регулирования (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Несмотря на довольно значительный период времени, прошедший с момента введения данных изменений, в юридической науке по-прежнему ведутся дискуссии относительно ряда проблемных доктринальных и практических вопросов, касающихся, в частности, круга участников корпоративных отношений, места корпорации в системе этих отношений. Основной причиной таких дискуссий, как представляется, является тот факт, что данный вопрос напрямую не урегулирован законодателем, хотя он и считается традиционным.
Вместе с тем решение указанных вопросов представляется важным, в том числе, в связи с тем, что возможность корпорации иметь определенные права напрямую следует из статуса корпорации как участника корпоративных правоотношений. Там, где корпорация не признается субъектом, но лишь объединением лиц, не может ставиться вопрос о тех или иных ее правах. Кроме того, определение правового статуса всех участников корпоративных правоотношений, их прав и обязанностей, является важным этапом для дальнейшего развития как доктрины корпоративного права, так и правоприменительной практики в этой сфере.
Для того чтобы определить место корпорации в корпоративных правоотношениях, необходимо определиться с тем, что следует считать таковыми. Статья 2 ГК РФ использует термин «корпоративные отношения» и определяет их как отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими.
Исходя из легального определения, данные отношения подразделяются на две основные группы:
1) Отношения, связанные с участием в корпоративных организациях. Указанные правоотношения опосредуют правовую связь между участником и корпорацией, формируют членство — одну из главных характеристик корпорации. Наличие юридических фактов, необходимых для приобретения статуса участника корпорации, являются основанием для возникновения данных правоотношений.