Нотариальные палаты: особенности корпоративного управления
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению особенностей корпоративного управления в нотариальных палатах, которые являются профессиональными объединениями частнопрактикующих нотариусов, обладающими гражданской правосубъектностью и при этом выполняющими некоторые публичные функции. Актуальность рассматриваемых вопросов связана с активным обсуждением возможной реформы отечественного законодательства о нотариате, в результате которой статус нотариусов и их объединений может быть существенно изменен. Установлено, что создание корпоративной структуры для организации частного нотариата и управления им, базирующейся на принципах частного права и использующей все механизмы корпоративного управления, является оптимальным. Нет предпосылок для введения государственного управления нотариальной деятельностью без учета интересов профессиональных объединений, такой подход будет противоречить принципам латинского нотариата и основным началам гражданского права.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Гражданское право № 01/2025 |
Страницы | 21-25 |
DOI | 10.18572/2070-2140-2025-1-21-25 |
Введение в отечественный правопорядок латинской модели нотариата позволило сформировать в России сектор частнопрактикующих нотариусов, действующих в качестве лиц свободной профессии, но выполняющих некоторые публичные функции. Система латинского нотариата базируется на ряде исторически сложившихся принципов и правил (самоорганизация, самофинансирование, самостоятельная имущественная ответственность частнопрактикующих нотариусов и др.), анализ которых приводит ученых к выводам о необходимости признания нотариата латинского типа ключевым элементом правового государства, результатом и одновременно формой оптимального партнерства государства и гражданского общества. При этом невмешательство государства в профессиональную деятельность нотариусов, которые в этой деятельности независимы, беспристрастны и подчиняются только закону, выступает фундаментальной гарантией функционирования нотариата как публично-правового правозащитного и правоприменительного института.
Важнейшим принципом института частного (небюджетного) нотариата является самоуправление, обеспечиваемое созданием и деятельностью нотариальных палат субъектов РФ, представляющих собой профессиональные объединения частнопрактикующих нотариусов, и Федеральной нотариальной палаты, объединяющей региональные нотариальные палаты. Согласно ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462) занимающийся частной практикой нотариус должен быть членом нотариальной палаты субъекта РФ, на территории которого он осуществляет нотариальную деятельность. В литературе отмечается, что публично-правовой статус профессии нотариуса подчеркивается необходимостью осуществления его полномочий только в качестве члена нотариальной палаты, которая зачастую определяется как профессиональное объединение публичного права. При этом именно действие принципа самоуправления предопределяет необходимость регламентации значительного числа вопросов в сфере частного нотариата федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой. К примеру, федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой определяется порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса; устанавливается количество должностей нотариусов в нотариальном округе; регламентируются отдельные аспекты организации стажировки, проводимой в целях подготовки к сдаче квалификационного экзамена; определяется порядок замещения временно отсутствующего нотариуса; регламентируется процедура принятия решения о допуске к квалификационному экзамену лиц, прошедших стажировку; определяется правовое положение, в том числе полномочия, порядок формирования и деятельности, квалификационной комиссии и др. (ст. 3.1, 12. 19, 20 Основ законодательства о нотариате).
Вместе с тем нотариальные палаты, особым образом контролирующие и обеспечивающие эффективную деятельность сообщества частного нотариата (ст. 24–32 Основ), признаются некоммерческими юридическими лицами корпоративного типа, что может означать подчинение их внутреннего устройства и системы управления общим гражданско-правовым положениям, рассчитанным на правосубъектные организации подобного рода (в частности, предусмотренным ст. 65.3 ГК РФ правилам об управлении в корпорации; установленным в ст. 29, 30 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» положениям о высшем и исполнительном органах управления некоммерческой организации и т.д.).