Дата публикации: 23.01.2025

Правовое регулирование использования информационных технологий в сфере образования

Аннотация

В статье рассмотрена система законодательства, регулирующего сферу электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, выявлены пробелы и коллизии в нормативном правовом регулировании. Определены ключевые направления модернизации правовых основ цифровизации образования, предложены меры по совершенствованию понятийного аппарата, систематизации законодательства, установлению единых требований к качеству онлайн-обучения, защите интеллектуальной собственности в цифровой среде.




Стремительное развитие и внедрение информационных технологий во все сферы общественной жизни, в том числе в систему образования, актуализирует проблему правового регулирования использования цифровых образовательных ресурсов и технологий. Формирование современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования на всех уровнях, является одним из национальных приоритетов согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Правовые основы применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий заложены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также в ряде подзаконных нормативных правовых актов. Однако некоторые аспекты правового регулирования в данной сфере остаются недостаточно разработанными и требуют дальнейшего совершенствования.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» оперирует такими ключевыми понятиями в области цифровизации образовательной деятельности, как электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Исходя из определений, сформулированных в ст. 16 данного федерального закона, можно сделать вывод, что ключевым признаком электронного обучения является использование баз данных, информационных технологий, технических средств и телекоммуникационных сетей. При этом определяющая черта дистанционных технологий — опосредованное, т.е. удаленное взаимодействие субъектов образовательных отношений с помощью информационно-телекоммуникационных сетей. Отметим, что закон допускает реализацию образовательных программ исключительно с применением электронного обучения и дистанционных технологий.

Вместе с тем, несмотря на законодательное закрепление указанных терминов, в научных и методических источниках наблюдаются определенные расхождения в трактовке и употреблении основных понятий в сфере информатизации образования. Так, наряду с понятиями электронного обучения и дистанционных технологий широко используются термины «онлайн-обучение», «цифровое образование», «интернет-обучение». Нередко эти понятия рассматриваются как синонимы, что является не вполне корректным.

Список литературы

1. Васильев И.В. Цифровая трансформация образования: правовые аспекты / И.В. Васильев // Образование и право. 2021. № 3. С. 210–217.
2. Грачева Ю.В. Уголовно-правовые риски в сфере цифровых технологий: проблемы и предложения / Ю.В. Грачева, А.И. Коробеев, С.В. Маликов и др. // Lex Russica (Русский закон). 2020. № 1. С. 145–159.
3. Дмитрикова Е.А. Цифровая трансформация образования: правовой аспект / Е.А. Дмитрикова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2020. Т. 11. № 3. С. 522–540.
4. Зайцева О.Н. Правовые аспекты цифровизации образовательного процесса в высшей школе / О.Н. Зайцева // Образование и право. 2022. № 1. С. 270–275.
5. Иванов И.И. Цифровые технологии в образовании: правовые аспекты / И.И. Иванов // Право и образование. 2023. № 5. С. 217–224.
6. Петров П.П. Перспективы развития нормативно-правовой базы электронного обучения в России / П.П. Петров // Образование и право. 2023. № 6. С. 190–195.
7. Петров П.П. Проблемы нормативно-правового регулирования электронного обучения в России / П.П. Петров // Журнал российского права. 2023. № 5. С. 189–190.
8. Сидоров С.С. Международный опыт правового регулирования электронного обучения: сравнительный анализ / С.С. Сидоров // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2023. № 3. С. 214–219.
9. Сидоров С.С. Цифровое образование: концептуальные основы и практическое применение / С.С. Сидоров // Инновации в образовании. 2022. № 6. С. 208–215.

Остальные статьи