Правовое регулирование использования информационных технологий в сфере образования
Аннотация
В статье рассмотрена система законодательства, регулирующего сферу электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, выявлены пробелы и коллизии в нормативном правовом регулировании. Определены ключевые направления модернизации правовых основ цифровизации образования, предложены меры по совершенствованию понятийного аппарата, систематизации законодательства, установлению единых требований к качеству онлайн-обучения, защите интеллектуальной собственности в цифровой среде.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 01/2025 |
Страницы | 45-48 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2025-1-45-48 |
Стремительное развитие и внедрение информационных технологий во все сферы общественной жизни, в том числе в систему образования, актуализирует проблему правового регулирования использования цифровых образовательных ресурсов и технологий. Формирование современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования на всех уровнях, является одним из национальных приоритетов согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Правовые основы применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий заложены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также в ряде подзаконных нормативных правовых актов. Однако некоторые аспекты правового регулирования в данной сфере остаются недостаточно разработанными и требуют дальнейшего совершенствования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» оперирует такими ключевыми понятиями в области цифровизации образовательной деятельности, как электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Исходя из определений, сформулированных в ст. 16 данного федерального закона, можно сделать вывод, что ключевым признаком электронного обучения является использование баз данных, информационных технологий, технических средств и телекоммуникационных сетей. При этом определяющая черта дистанционных технологий — опосредованное, т.е. удаленное взаимодействие субъектов образовательных отношений с помощью информационно-телекоммуникационных сетей. Отметим, что закон допускает реализацию образовательных программ исключительно с применением электронного обучения и дистанционных технологий.
Вместе с тем, несмотря на законодательное закрепление указанных терминов, в научных и методических источниках наблюдаются определенные расхождения в трактовке и употреблении основных понятий в сфере информатизации образования. Так, наряду с понятиями электронного обучения и дистанционных технологий широко используются термины «онлайн-обучение», «цифровое образование», «интернет-обучение». Нередко эти понятия рассматриваются как синонимы, что является не вполне корректным.