Конституционный вектор развития национальной концепции прав человека: о некоторых ориентирах в контексте практики конституционного правосудия
Аннотация
В соответствии с представлением о том, что в условиях современной глобальной трансформации миропорядка и стоящих перед конституционным правом задач по обеспечению эффективного национального развития первостепенное значение приобретает вопрос о правовом позиционировании человека в обществе и государстве, в статье обсуждаются концептуальные и методологические проблемы национальной концепции прав человека. С опорой на ценностно-цивилизационный подход и предложенную в доктрине концепцию конституционного диалога с прошлым, который институционально выражается прежде всего в практике конституционного правосудия, в статье обозначаются некоторые стратегически значимые моменты развития понимания прав человека, включая рассмотрение прав человека в качестве содержательной характеристики национальной конституционной идентичности, воплощения сущностной и ценностной связи (а не противопоставления) человека и государства, проявления традиционных ценностей.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 01/2025 |
Страницы | 11-15 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2025-1-11-15 |
Одним из ключевых, приоритетных вопросов современного исторического этапа конституционного развития российской государственности, связанного с поиском предметного понимания и адекватных ценностно-целевых, институциональных и регулятивных основ выражения национальной идентичности в условиях развернувшегося коллапса правовой глобализации и трансформации сложившегося миропорядка, а соответственно, появления новых стоящих перед конституционным правом задач, является вопрос о правовом положении человека в российской социально-правовой (и шире – социокультурной) среде. В наиболее концентрированном, проблемно-сфокусированном виде это касается формирования конституционного вектора развития концепции прав человека, которая, не исчерпывая вопрос правового положения человека в полной мере, имеет определяющее значение для обоснования иных статусных элементов.
В актуальной конституционной доктрине отмечается потребность в концептуализации национального контекста правового статуса человека и собственного потенциала гуманизма, необходимость поиска направлений и форм конституционного уточнения статуса человека и гражданина, важность плодотворного развития цивилизационного подхода к пониманию прав человека, ценностно-философского и формально-юридического переосмысления этой концепции в свете раскрытия национально ориентированной конституционной идеологии, главный смысл которой определяется сопряжением идей тысячелетней российской державы-цивилизации и достоинства человека. В Декларации по итогам X Общероссийского годового собрания теоретиков права, посвященного проблематике прав человека, к научному юридическому сообществу обращены задачи обновления методологической базы исследований применительно к особенностям эволюции права в первой четверти XXI в., в частности, с учетом признания взаимного влияния прав человека и правовой культуры и необходимости поиска способов претворения в жизнь общепринятых и формирующихся доктрин прав человека.
Альтернативное видение дает рассмотрение проблем развития концепции прав человека с ценностно-нейтральных методологических позиций, в духе чистой юриспруденции, что обосновывается возрастающей, вопреки ожиданиям от ценностно-цивилизационного подхода, конфликтогенностью при попытках обращения к ценностным началам. Права человека в этом плане предлагается рассматривать как по существу исходные принципы права, которые выражают притязания на равную со всеми меру свободы, а все иные принципы права приобретают производно-обеспечительный характер, призваны гарантировать надлежащее обеспечение прав человека. Такой формалистический взгляд на права человека не свободен, впрочем, сам по себе от аксиологического обоснования и предпосылок и как таковой не снимает декларируемые риски, предположительно проистекающие из ценностной аргументации.