Вопросы определения эффективности взаимодействия единой системы публичной власти
Аннотация
Внесение изменений в Конституцию Российской Федерации в 2020 г. повлекло необходимость научного исследования ряда ключевых понятий, введенных в конституционный текст. Одним из таких понятий является «эффективная деятельность единой системы публичной власти». Рассматриваются вопросы определения эффективности взаимодействия единой системы публичной власти через призму обеспечения интересов населения. Ставятся вопросы выбора критериев определения эффективности взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления по решению задач в интересах населения.
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 01/2025 |
Страницы | 7-10 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2025-1-7-10 |
Внесение изменений в Конституцию страны в 2020 г. стало значительным этапом в современном развитии конституционного права Российской Федерации. Изменения затронули самые разные вопросы, но в основном они коснулись организации власти в Российском государстве.
В частности, на конституционном уровне было закреплено, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят единую систему публичной власти. Сущность единой системы публичной власти к этому времени подверглась исследованию в значительном количестве работ диссертационного и монографического характера. Однако авторы основное внимание уделяют вопросам определения сущности единой системы публичной власти, ее конституционно-правовым основам, механизму взаимодействия элементов этой единой системы.
Тем не менее, не все аспекты сущностной характеристики единой системы публичной власти получили достаточное внимание. Так, следует обратить внимание на то, что в обновленной ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления и органы государственной власти как элементы единой системы публичной власти осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории. Таким образом определена цель такого взаимодействия — решение задач именно в интересах населения.
В этой связи возникает ряд вопросов: что такое эффективное решение задач в интересах населения и как определить эффективность решения таких задач? Вопросы эффективности в сфере местного самоуправления давно поднимались и даже получили законодательное оформление и практическое выражение. Однако в нормативных актах, определяющих порядок оценки эффективности применительно, например, к органам местного самоуправления, идет речь об оценке эффективности деятельности этих органов.
В нашем же случае мы ведем речь об эффективном решении задач в интересах населения. И это понятие более широкое, нежели просто эффективность работы публичных органов. Аргументом в пользу этой позиции является как раз указанная категория «интересы населения».