О методах и принципах энергетического права России
Аннотация
Статья посвящена принципам и методам энергетического права. Отмечается, что основным общим методом энергетического права выступает континуальный метод, специфика которого заключается в том, что вместо конкретных прав и обязанностей субъектов правоотношений законом устанавливаются общие правовые состояния. Дополнительным методом правового регулирования, который является к тому же специфическим, хотя и не уникальным для энергетического права, можно считать метод тарификации, предполагающий нормативное закрепление (как правило, на подзаконном уровне) твердой стоимости тех или иных подлежащих отчуждению энергетических ресурсов. Если исходить из того, что правовые принципы, за редким исключением, должны получать самостоятельное нормативное оформление в виде отдельных законодательных положений, то общие принципы энергетического права России, если исключить из их состава юридически неопределенные высказывания, образуют довольно компактную систему, центральное место в которой занимает принцип эффективного и рационального энергопользования. Суть этого императива состоит в том, что эффективность представляет собой превышение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов над затратами энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта. Что касается принципа использования энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий, то он может рассматриваться как необходимое уточнение принципа эффективного энергопользования, а принцип учета интересов всех субъектов энергетической безопасности и населения — в качестве дополнения к нему. Можно сделать вывод, что гибкий континуальный метод как основа правового регулирования энергетических отношений сочетается с системой принципов правового регулирования, строго центрированных вокруг идеи эффективного энергопользования.
Ключевые слова
- метод энергетического права
- континуальность
- принципы энергетического права
- принцип эффективного и рационального энергопользования
- принцип использования энергетических ресурсов с учетом ресурсных
- производственно-технологических
- экологических и социальных условий
- принцип учета интересов всех субъектов энергетической безопасности и населения
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 01/2025 |
Страницы | 28-33 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2025-1-28-33 |
Метод правового регулирования, как известно, представляет собой набор правовых средств и инструментов, которые используются прежде всего в сфере правотворчества, для того чтобы достичь желаемого состояния в той или иной сфере общественных отношений.
Применительно к отраслям права обычно выделяется либо какой-то единый отраслевой метод, либо набор разных методов правового регулирования; кроме того, в ряде случаев считается, что наличие собственного метода правового регулирования является обязательным условием признания той или иной совокупности правовых норм в качестве самостоятельной отрасли права.
Однако представляется, что подобное требование является излишним, поскольку сложность состава общественных отношений, присущая большинству отраслей права, в большинстве случаев определяет необходимость использования универсальных методов правового регулирования в различном сочетании.
В большинстве исследований не ставится вопрос о наличии у энергетического права какого-либо единого и самостоятельного, только ему присущего метода правового регулирования, что вполне логично, учитывая тот факт, что энергетическое право представляет собой не отрасль, а межотраслевой правовой институт с присущим подобного рода явлениям повышенным разнообразием используемых методов правового регулирования.
Однако конкретный состав этих методов может трактоваться неоднозначно. В частности, О.А. Городов заявляет о наличии двух основных методов регулирования в сфере энергетического права: первый — метод субординации (императивный) применяется, когда положение субъектов характеризуется отношениями подчиненности; второй — метод координации, или диспозитивный, который строится на основе равенства участников отношений и их автономии.