Правовые формы преобразования застроенных территорий с участием частных инвестиций в зарубежных странах
Аннотация
В настоящей статье исследуются проблемы преобразования застроенных территорий с участием частных инвестиций на примере зарубежных стран. Авторы приходят к выводу о тесном взаимодействии публично-правовых норм, направленных на регулирование отношений по преобразованию застроенных территорий, и частноправовых норм, целью которых выступает правовое обеспечение частных инвестиций в развитие городов. В данном вопросе нормы градостроительного права взаимоувязаны с нормами инвестиционного права, что подчеркивает комплексный характер института преобразования застроенных территорий и отражается при разработке правовых форм реализации проектов пространственного развития, которые в целом можно признать инвестиционными.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 01/2025 |
Страницы | 8-14 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2025-1-8-14 |
Активное развитие городов в современном мире не способствует принципам устойчивого развития. Согласно данным ООН, урбанизация оказала негативное воздействие на запасы пресной воды, работу канализационных систем, среду обитания и системы общественного здравоохранения, изменение климата. Названные тенденции требуют новых решений в градостроительстве, в том числе в рамках проектов преобразования застроенных территорий. Для успешной реализации таких проектов необходимы инвестиции, а значит, создание новых правовых форм стимулирования и реализации инвестиционных проектов в сфере пространственного развития, обеспечение которого является важнейшей функцией современного государства.
В Российской Федерации в настоящее время наблюдается тенденция постепенного масштабного перехода от частной задачи точечных решений градостроительной политики к национальной задаче пространственного развития. Такая тенденция характерна не только для нашей страны, в связи с чем анализ зарубежного опыта является важным направлением поиска собственных эффективных подходов.
Так, на европейском уровне Комитетом министров Совета Европы утверждены «Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития европейского континента», где предлагается среди прочего «обеспечение территориальной сплоченности посредством более сбалансированного социального и экономического развития регионов, поощрение развития, генерируемого городскими функциями…». Отдельно в указанном документе подчеркивается важность частного инвестирования в пространственном развитии, отмечается, что частные инвестиции являются «движущей силой социального и, следовательно, пространственного развития», а значит, при разработке таких программ должны учитываться аспекты повышения инвестиционной привлекательности территорий. Кроме того, в Городской повестке Европейского союза предлагается скоординированный и интегрированный подход к урбанизированным территориям Европейского союза, который предполагает создание тематических партнерств с участием государственных органов и частных предприятий для обеспечения комплексного и эффективного подхода к разрешению городских проблем. В сферу рассмотрения таких партнерств попадают такие вопросы, как рациональное землепользование, изменение климата, экономика замкнутого цикла, интеграция мигрантов и беженцев, городская мобильность, жилье, качество воздуха, городская бедность, рабочие места в местной экономике, переход к цифровым технологиям и государственные закупки.