Методы распределения денежных средств при осуществлении финансовой деятельности публично-правовых образований: особенности правового регулирования
Аннотация
Цель. В условиях развития теории и практики финансового права представляется актуальным проанализировать методы финансовой деятельности публично-правовых образований, а именно методы распределения денежных средств, позволяющие эффективно их использовать в рамках следующего метода данной деятельности. В ходе исследования использовались как общенаучные, так и частнонаучные методы: научная абстракция, системный, логический, анализа и синтеза, сравнительно-правовой и формально-юридический. Делаются выводы о том, что: а) методы распределения отождествляются с методами использования финансовой деятельности государства, что, на наш взгляд, не является верным; б) в качестве методов распределения денежных средств необходимо выделять следующие: передача собственных доходов бюджета вышестоящего уровня в бюджеты нижестоящего уровня по нормативам, устанавливаемым бюджетным законодательством; предоставление финансовой помощи в форме межбюджетных трансфертов; программно-целевое бюджетное планирование. Научная и практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что оно позволяет критически осмыслить существующие подходы к набору методов финансовой деятельности публично-правовых образований, а также способствует развитию теоретических направлений по данной теме и формированию учебных материалов, посвященных рассматриваемой проблеме.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 01/2025 |
Страницы | 41-45 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2025-1-41-45 |
В теории финансового права при характеристике методов финансовой деятельности государства упор делают на наличие определенных приемов и способов, позволяющих государству в соответствии с действующим законодательством осуществлять формирование, распределение и использование фондов денежных средств.
Научная литература по финансовому праву выработала устоявшиеся подходы к определению методов финансовой деятельности государства. С точки зрения Д.А. Лисицына под ними можно понимать приемы и способы, позволяющие государству осуществлять процессы формирования, распределения и использования денежных фондов, составляющих финансовую систему публично-правового образования.
Н.Г. Сукиасян трактует методы финансовой деятельности государства как комплекс правовых приемов, форм и способов, применяемых органами публичной власти как для сбора денежных средств, так и для их использования.
С точки зрения Ю.А. Крохиной финансовая деятельность государства осуществляется органами власти на основании разнообразных методов, включая стимулы, ограничения и санкции. Указание подобных элементов наводит на мысль, что здесь присутствуют и методы правового регулирования, что не является совсем верным, поскольку А.И. Худяков указывал, что при характеристике методов финансовой деятельности государства определяются способы, осуществляется формирование, распределение и расходование денежных средств. Раскрывая методы правового регулирования, используемые при осуществлении государством финансовой деятельности, указывается, какими средствами регулируются отношения, возникающие в ходе данной деятельности. Единственное, что следует отметить, что методы финансовой деятельности и методы правового регулирования являются взаимосвязанными и взаимообусловленными, поскольку, например, метод обязательных платежей будет базироваться на императивном методе правового регулирования.