Дата публикации: 30.01.2025

Планирование как основа правового регулирования публичных закупок

Аннотация

Цель. В условиях развития правового регулирования сферы закупок представляется актуальным рассмотреть планирование публичных закупок, а именно его сущность, содержание, методы и принципы, используемые в процессе формирования заказчиком потребности в конкретном товаре, работе, услуге. В ходе исследования использовались общенаучные и частнонаучные методы: анализ и синтез, системный, логический, а также формально-юридический. Представлены выводы, что: а) планирование публичных закупок является основой сферы закупок; б) целью планирования публичных закупок является эффективное управление ресурсами и затратами заказчика, которое включает в себя: формирование потребности, подготовку запроса на закупку, подготовку проекта плана, финансовое обеспечение, утверждение и размещение плана, изменение плана; в) планирование публичных закупок реализуется с учетом таких принципов, как: целеполагание, рациональность, простота и ясность, комплексность, научность, системность, заинтересованное участие, своевременность, фиксация и контроль, непрерывность и адаптивность, приоритет общей потребности, детализация и непротиворечивость. Научная и практическая значимость выражена тем, что исследования позволяют критически осмыслить сущность и содержание планирования в целях формирования надлежащего правового регулирования сферы публичных закупок. С учетом недостаточности исследования данной проблематики представленный материал и информация будут способствовать развитию теоретических направлений по правовому регулированию планирования публичных закупок.




Понятия «план» и «планирование» ассоциируются с управлением и содержат обязательную экономическую и финансовую составляющую. Поскольку планирование берет исходное начало от слова «план», рассмотрим, что понимается под планом. В энциклопедиях и словарях под планом понимается заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой-либо программы, выполнения работы, проведения мероприятий, а также замысел, проект, основные черты какой-либо работы.

Таким образом, план – это документ, отражающий совокупность управленческих решений, направленных на достижение заданного результата. Данное определение указывает на обязательные элементы плана публичных закупок: цели и задачи закупок; методы и средства выполнения поставленных задач; субъекты планирования; выполнение и корректировка плана, а также контроль. Наличие плана позволяет не только определять порядок действий, но и минимизирует возможные издержки заказчика и риски в будущем.

Сущность планирования – это формирование на основе прогнозов и рисков определенного порядка решения задач для качественного и своевременного достижения основной цели с возможностью оперативного контроля и администрирования. Планировать – это составлять план, проект развития чего-нибудь; предполагать, рассчитывать и т.д.

Одни экономисты определяют планирование как экономическую функцию управления предприятием, обеспечивающую регламентированное поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ним целей либо определение конкретных задач для их дальнейшего выполнения. Другие – как особую форму деятельности людей по выбору оптимального варианта, обеспечивающего адаптацию или сопротивление социальной либо экономической системы к воздействию внешней среды.

Специалисты в области менеджмента планирование рассматривают как центральное звено в системе управления или как науку (деятельность по получению новых знаний и результат данной деятельности), как специализированный вид управленческой деятельности (целенаправленность и согласованность работы всех участников процесса планирования), как искусство (творческий характер работы с учетом значительного объема информации, рисков, проблем и дефицита времени, а также иных ресурсов).

Список литературы

1. Акофф Р.Л. Планирование будущего корпорации / Р.Л. Акофф ; перевод с английского В.А. Бирюкова, М.М. Крейсберг. Москва : Прогресс, 1985. 326 с.
2. Большой энциклопедический словарь / главный редактор А.М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Большая Российская энциклопедия ; Санкт-Петербург : Норинт, 2000. 1456 с.
3. Бутов Г.Н. Планирование на предприятии : учебное пособие / Г.Н. Бутов. Казань : Волжская государственная академия водного транспорта, Казанский филиал, 2010. 88 с.
4. Ильин А.И. Планирование на предприятии : учебное пособие / А.И. Ильин. 9-е изд., стер. Минск : Новое знание ; Москва : ИНФРА-М, 2014. 668 с.
5. Либерман И.А. Планирование на предприятии : учебное пособие / И.А. Либерман. 3-е изд. Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2016. 205 с.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов ; под редакцией Н.Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. Москва : Русский язык, 1986. 797 с.
7. Современный словарь иностранных слов : около 20 000 слов / редакторы: Е.А. Гришина [и др.]. Москва : Русский язык, 1992. 740 с.
8. Стратегическое планирование : учебник / под редакцией Э.А. Уткина. Москва : ТАНДЕМ ; ЭКМОС, 1998. 438 с.

Остальные статьи