Планирование как основа правового регулирования публичных закупок
Аннотация
Цель. В условиях развития правового регулирования сферы закупок представляется актуальным рассмотреть планирование публичных закупок, а именно его сущность, содержание, методы и принципы, используемые в процессе формирования заказчиком потребности в конкретном товаре, работе, услуге. В ходе исследования использовались общенаучные и частнонаучные методы: анализ и синтез, системный, логический, а также формально-юридический. Представлены выводы, что: а) планирование публичных закупок является основой сферы закупок; б) целью планирования публичных закупок является эффективное управление ресурсами и затратами заказчика, которое включает в себя: формирование потребности, подготовку запроса на закупку, подготовку проекта плана, финансовое обеспечение, утверждение и размещение плана, изменение плана; в) планирование публичных закупок реализуется с учетом таких принципов, как: целеполагание, рациональность, простота и ясность, комплексность, научность, системность, заинтересованное участие, своевременность, фиксация и контроль, непрерывность и адаптивность, приоритет общей потребности, детализация и непротиворечивость. Научная и практическая значимость выражена тем, что исследования позволяют критически осмыслить сущность и содержание планирования в целях формирования надлежащего правового регулирования сферы публичных закупок. С учетом недостаточности исследования данной проблематики представленный материал и информация будут способствовать развитию теоретических направлений по правовому регулированию планирования публичных закупок.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 01/2025 |
Страницы | 31-35 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2025-1-31-35 |
Понятия «план» и «планирование» ассоциируются с управлением и содержат обязательную экономическую и финансовую составляющую. Поскольку планирование берет исходное начало от слова «план», рассмотрим, что понимается под планом. В энциклопедиях и словарях под планом понимается заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой-либо программы, выполнения работы, проведения мероприятий, а также замысел, проект, основные черты какой-либо работы.
Таким образом, план – это документ, отражающий совокупность управленческих решений, направленных на достижение заданного результата. Данное определение указывает на обязательные элементы плана публичных закупок: цели и задачи закупок; методы и средства выполнения поставленных задач; субъекты планирования; выполнение и корректировка плана, а также контроль. Наличие плана позволяет не только определять порядок действий, но и минимизирует возможные издержки заказчика и риски в будущем.
Сущность планирования – это формирование на основе прогнозов и рисков определенного порядка решения задач для качественного и своевременного достижения основной цели с возможностью оперативного контроля и администрирования. Планировать – это составлять план, проект развития чего-нибудь; предполагать, рассчитывать и т.д.
Одни экономисты определяют планирование как экономическую функцию управления предприятием, обеспечивающую регламентированное поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ним целей либо определение конкретных задач для их дальнейшего выполнения. Другие – как особую форму деятельности людей по выбору оптимального варианта, обеспечивающего адаптацию или сопротивление социальной либо экономической системы к воздействию внешней среды.
Специалисты в области менеджмента планирование рассматривают как центральное звено в системе управления или как науку (деятельность по получению новых знаний и результат данной деятельности), как специализированный вид управленческой деятельности (целенаправленность и согласованность работы всех участников процесса планирования), как искусство (творческий характер работы с учетом значительного объема информации, рисков, проблем и дефицита времени, а также иных ресурсов).