Дата публикации: 30.01.2025

Дело Джорджа Блейка живет? К вопросу о разработке новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования

Аннотация

Цель. Проанализировать в дискуссионной форме проект ФГОС ВО по направлению Юриспруденция, разработанный коллективом МГЮА. Методология: в процессе написания статьи использовались следующие методы: анализ, синтез, сопоставление, системный подход, формально-юридический. Выводы. Несмотря на определенные положительные характеристики, предложенный проект ФГОС ВО вызывает принципиальные возражения. Научная и практическая значимость. Проведенное исследование позволяет привлечь внимание юридического экспертного сообщества к проблеме реформирования российского высшего образования, к поиску оптимальной модели подлинно суверенной, национально ориентированной системы юридического образования.




Двойной агент КГБ Джордж Блейк, заместитель начальника отдела МИ-6, который работал против СССР, рассказывал, что парализовал работу подчиненных английских оперативников, загрузив их таким объемом отчетной документации, что у них не оставалось времени на оперативную работу. Продолжающаяся на протяжении десятилетий чехарда с образовательными стандартами почему-то навела автора на воспоминания об этом эпизоде из истории разведки.

В связи с продолжающимся пилотным экспериментом по апробации новой системы уровней высшего образования, предложенной Минобрнауки России, в настоящее время инициируется разработка очередной версии федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее – ФГОС ВО). Обсуждение концептуальной модели таких стандартов для укрупненной группы специальностей и направлений подготовки высшего образования Юриспруденция (далее – УГСНП) было решено провести 10 декабря 2024 г. на очередном заседании федерального учебно-методического объединения данной УГСНП (далее – ФУМО Юриспруденция).

В то же время уже 27 сентября 2024 г. на Общем собрании членов Ассоциации юридического образования Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА) представил проект ФГОС ВО базового высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция с нормативным сроком обучения – 5 лет (далее – проект ФГОС ВО, проект). Проект был разработан в соответствии с экспериментальной структурой уровней высшего образования и на основе очередной новой модели образовательных стандартов, предложенной Минобрнауки России. В то же время прошел всего только один год эксперимента из трех запланированных, и результаты его были весьма неоднозначные. Автор в порядке дискуссии уже неоднократно высказывал свое мнение по поводу первых результатов указанного пилотного эксперимента, а также критические замечания о предлагаемой модели ФГОС ВО нового поколения.

Поскольку в разработанном МГЮА проекте нового ФГОС ВО по направлению Юриспруденция особенности новой модели образовательных стандартов, предложенной Минобрнауки России, нашли предметное воплощение, остановимся на их анализе.

Предлагаемая Минобрнауки России структура высшего образования носит экспериментальный характер и не утверждена на законодательном уровне. Уже с момента опубликования проектов нормативных документов, регламентирующих порядок реализации экспериментальной структуры высшего образования, они вызвали острую критику, направленную на коррекцию предложенной трактовки структуры высшего образования. Эксперимент по апробации этой структуры находится только на начальном этапе. Поэтому представляется, что форсировать вопрос об утверждении и реализации новых стандартов преждевременно. Тем более что к экспериментальной модели появляется все больше вопросов.

Список литературы

1. Жевлакович С.С. Вперед к зияющим вершинам. О некоторых правовых аспектах реформы системы высшего образования / С.С. Жевлакович // Юридическое образование и наука. 2023. № 9. С. 3–7.
2. Жевлакович С.С. Галопом по Европам не получится. К вопросу о разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования четвертого поколения / С.С. Жевлакович // Юридическое образование и наука. 2023. № 6. С. 3–7.
3. Жевлакович С.С. Новые песни о старом. К вопросу о первых итогах реализации пилотного проекта, направленного на преобразование системы высшего образования / С.С. Жевлакович // Юридическое образование и наука. 2024. № 8. С. 14–20.
4. Жевлакович С.С. Шаг вперед, два шага назад? О реформе отечественного высшего образования / С.С. Жевлакович // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 3. С. 118–121.

Остальные статьи