Правовая идеология в России перед Великими реформами 60-х годов XIX в.
Аннотация
Статья посвящена анализу идеологических условий предреформенной России, а именно особенностей и характера правовой идеологии российского общества второй четверти XIX в., и ее влиянию на Великие реформы. Исследуются так называемая профессиональная правовая идеология, включающая правовые воззрения российских ученых-юристов этого периода, и обывательская непрофессиональная система идей, взглядов на право и закон, распространявшаяся в различных слоях российского общества, прежде всего знати. Первая характеризуется попытками интерпретировать правовые понятия под углом зрения исторической школы права в эклектическом синтезе с естественно-правовыми идеями, дерационализируя и в определенной степени деюридизируя их содержание. Сохранение естественно-правового каркаса идей позволило укрепить правовой образ российской государственности как самодержавия, ограниченного естественным правом. Последняя, источником которой явилось славянофильство, развивала нигилистические представления о праве и законе. Общее у них — отрицание рационализма и ненаучность, ориентация на эклектику. Ни та, ни тем более другая не могли стать прочной идейной основой для Великих реформ.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 01/2025 |
Страницы | 49-53 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2025-1-49-53 |
О значении Великих реформ в российской истории написано немало, и его трудно переоценить. Великие реформы ознаменовали собой радикальный шаг по пути правового прогресса: утверждение принципа формального равенства и гражданских свобод вместо крепостничества и бесправия, создание института суда как органа, рассматривающего правовые споры, и введение прогрессивной правовой процедуры его деятельности вместо подавления конфликтов силой, выборные местные органы вместо гражданской пассивности и политического отчуждения и проч. Т. Тарановский писал: «…Великие реформы, и в особенности введение новой системы судопроизводства, представляли собой важную веху на пути эволюции государственного устройства России от абсолютной к конституционной монархии».
Наше внимание обращено к вопросу, какие факторы в сфере правового сознания и идейных течений в российском обществе повлияли на Великие реформы, а именно повлияло ли состояние и развитие правовой идеологии ее главной части — правовой доктрины на проведение Великих реформ. Настоящее развивается из прошлого, имея множество причинно-следственных и иных связей с предшествующими обстоятельствами. Исходя из понимания целостности и непрерывности исторического процесса, в том числе в части исторического процесса развития идей, представляется, что обращение к вопросам развития правовой идеологии в России перед Великими реформами расширит наше представление о развитии России и развитии правового сознания российского общества.
В исторической науке сложились различные течения (школы) по вопросу интерпретации Великих реформ и факторов, их обусловивших. В контексте нашего исследования важно обратить внимание на факторы социально-культурного порядка, повлиявшие на проведение Великих реформ. Т. Эммонс к таковым относит, в частности, «…комплекс стыда в связи с сохранением крепостного права, развившийся в просвещенном русском обществе в результате полувекового воздействия западных идей; кроме того, рост влияния экономических теорий, связывавших развитие страны с необходимостью вложения капитала и рассматривавших крепостное право как одно из главных препятствий на этом пути, и т.п.. Т. Тарановский предпринимает попытку показать наличие правовых идей в российском обществе и их влияние на политическую и правовую культуру предреформенной бюрократии в России, которой он отводит значительное место в проведении Великих реформ: «идеологические постулаты о природе права, его роли и функциях в обществе составляли саму основу политической культуры русского самодержавия после Петра I, и именно они определяли направление развития, содержание деятельности и задачи государственных институтов и правительственной политики». А. Валицкий же пишет об «укорененной традиции антиправовых предрассудков», правовом нигилизме как ведущей интеллектуальной традиции в России, однако не отрицает факта формирования «юридического мировоззрения» у представителей высших слоев общества, начиная с XVIII в.