Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства как организационной формы «семейного предприятия»: взгляд через призму легализации семейного бизнеса (часть вторая)
Аннотация
В статье под углом зрения анализа законотворческого подхода к легализации семейного бизнеса изучается правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства, как организационной формы «семейного предприятия». Предлагаемый методологический прием позволяет обратить внимание на недоработки Законопроекта о семейном предприятии, а также сформулировать научно-практические рекомендации по совершенствованию правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства. Формулируется вывод, что Законопроект о семейном предприятии нуждается в корректировке в направлении совершенствования критериев предприятия (условий государственной поддержки), с учетом духовной составляющей и социального значения семьи; обосновывается позиция нецелесообразности применение правовой конструкции юридического лица в отношении крестьянского (односемейного) хозяйства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 01/2025 |
Страницы | 22-25 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2025-1-22-25 |
В первой части настоящего исследования на основе анализа Законопроекта о семейном предприятии, обосновывался вывод о необходимости корректировки законопроекта. В качестве объекта государственной поддержки рассматривалось семейное предприятие, отвечающее требованиям микропредприятия, определяемым ФЗ-209. В контексте реализации целевых установок национального проекта «Семья» обосновывалась, что основу подобного семейного предприятия должна составлять одна трудовая, нравственная семья, что обусловливала необходимость закрепление в законопроекте обязательного условия о личном трудовом участии членов хозяйства, обладающих семейными связями, при обеспечении социальных гарантии как родственникам, так и другим работникам предприятия, (численность которых не должна превышать более половины от общего числа членов).
Во второй части исследования зададимся вопросом и проследим: все ли крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ), легально действующие в правовом пространстве, отвечают требованиям подобного «семейного предприятия»?
Очевидно, что-нет. Не вдаваясь в историю правового регулирования отношений с участием КФХ, отметим, что в настоящее время существует три статуса этой правовой конструкции действующих под общим названием «крестьянское (фермерское) хозяйство». В соответствии с действующим законодательством КФХ может быть легализовано в трех формах: единоличного хозяйства (в лице индивидуального предпринимателя); договорного объединения граждан; юридического лица. Нормативной основой регламентации отношений с участием первых двух форм КФХ является специальный федеральный закон (далее-Закон о КФХ) и ст. 23 ГК РФ, а юридического лица - параграф 1 главы 4 ГК РФ и ст.86.1 ГК РФ. Отмечается, что эта правовая неопределенность и порождает противоречивость конструкции, неспособной порой к решению ряда проблемных вопросов, обусловливая необходимость совершенствования законодательства. При этом мнения ученых по существу необходимых изменений расходятся.
Погружение в проблематику исследований о правовом положении КФХ подтверждает справедливость тезиса о проблемном характере и противоречивости данного правового института, поскольку и после десяти лет после его формулирования, вопрос выявления «оптимальных правовых форм» трех исторически сложившихся разновидностей КФХ остается по прежнему актуальным. Единство мнений среди ученых и практиков можно констатировать лишь по вопросу о необходимости совершенствования правового статуса КФХ, однако, доктринальные подходы к решению этой проблемы существенно различаются. В этой связи представляется интересным высказать субъективное мнение по данной проблематике, посмотрев на нее во взаимосвязи с потенциально возможной легализацией семейного предпринимательства.