Реформа института государственной пошлины и ее влияние на развитие доступности института мировых судей
Аннотация
Принятие Федерального закона от 8 августа 2024 г. № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» вызвало активное обсуждение доступности правосудия для участников — физических лиц. При этом без должного внимания остался вопрос о том, насколько увеличение размеров государственной пошлины приведет к переосмыслению дальнейшего существования института мировых судей. Причиной тому является отсутствие зависимости размера государственной пошлины от предметной (родовой) подсудности. А между тем мировые судьи ограничены в рассмотрении имущественных споров суммой не более 50 000 руб., что в конечном счете делает экономически нецелесообразным обращение в суд по незначительным суммам. В будущем может привести к реальному уменьшению дел у мировых судей. Следовательно, в перспективе может возникнуть вопрос о том, насколько экономизация правосудия будет способствовать упразднению мировых судей. Автором дается обоснование, что размер государственной пошлины должен дифференцироваться в зависимости от предметной (родовой) подсудности и, следовательно, законодателю необходимо уменьшить размеры государственной пошлины при обращении за защитой нарушенных прав к мировым судьям.
Тип | Статья |
Издание | Мировой судья № 01/2025 |
Страницы | 32-37 |
DOI | 10.18572/2072-4152-2025-1-32-37 |
Институт мировых судей в современной России был легализован в связи с принятием Федерального конституционного закона (ФКЗ) «О судебной системе Российской Федерации» и Федерального закона (ФЗ) «О мировых судьях в Российской Федерации». Закрепление в законодательстве нового элемента судебной системы привело к тому, что авторами исследованы различные аспекты деятельности мировых судей. Акценты в научной литературе были обращены на исследование юридической природы мировых судей и их административно-правового статуса, особенностей процессуальной формы рассмотрения гражданских, уголовных дел, критериев определения подсудности, распределения полномочий между федеральными и органами государственной власти субъектов и др.
Однако приоритетным все же следует обозначить социально-политический характер возрождения института мировых судей. На это обращено внимание в Послании Президента России в 1997 г., в котором указано, что «радикально изменить ситуацию в сфере контроля за законностью, существенно снизив нагрузку на иные судебные инстанции и сократив сроки судопроизводства, сможет система мировых судей». В законодательстве того периода не была конкретизирована цель деятельности мировых судей. Однако в юридической литературе уверенно формируется тенденция по обоснованию деятельности мировых судей с точки зрения доступности правосудия населению. В частности, мировой суд рассматривали как местный (локальный) государственный орган ограниченной юрисдикции, рассматривающий и размещающий малозначительные дела в упрощенной процедуре. При этом назначение института мировых судей связано было со стремлением законодателя приблизить население к правосудию. Именно идея доступности института мировых судей населению была основной при его возрождении в конце XX в..
В дальнейшем указанная идея стала пониматься шире, и в настоящее время ее содержанием являются территориальная близость суда населению, уменьшенный размер государственной пошлины, психологическая доступность, минимизация судебных расходов (особенно — на судебного представителя), упрощение гражданской процессуальной формы и т.д. Указанные элементы в совокупности и позволяют обеспечить сближение населения с правосудием. Вместе с тем экономический аспект доступности правосудия института мировых судей в юридической литературе оставался без должного внимания. Однако в рамках Судебной реформы 1864 г. «огромным преимуществом мирового суда в первое время была его практическая бесплатность: все производство было освобождено от судебных пошлин и разнообразных сборов» (если сумма иска не превышала 10 руб.). Только некоторые авторы обращают внимание на социальную приближенность деятельности мировых судей, которая характеризуется отсутствием препятствий социального и экономического характера для обращения в суд, человеческую близость, предполагающую, помимо властно-правовых отношений, наличие диалога, партнерских отношений с участниками правовых конфликтов. И здесь можно обратить внимание на то, что