Дата публикации: 16.01.2025

Модель внеурочной деятельности в школе при воспитательной колонии

Аннотация

В статье представлены алгоритм разработки и реализации модели внеурочной деятельности для несовершеннолетних осужденных в школе при воспитательной колонии и структура модели внеурочной деятельности как нормативного документа образовательной организации.




При реализации внеурочной деятельности следует проектировать ее организацию с учетом многообразия ее направлений, видов и форм. При этом предметом проектирования должна стать целостная система ее организации с выделением приоритетных направлений исправления и развития личности несовершеннолетних осужденных, эти направления и будут играть системообразующую роль. В условиях функционирования воспитательной системы исправительного учреждения внеурочная деятельность представляет собой один из элементов системы, который при интеграции с другими будет способствовать эффективности воздействия на ресоциализацию сложных подростков.

Алгоритм разработки и реализации модели внеурочной деятельности для несовершеннолетних осужденных может быть следующим.

Первый этап — проектный, он может включать в себя анализ потенциала педагогических работников во внеурочной занятости (бывает, что учитель математики может разработать и реализовать рабочую программу учебного курса внеурочной деятельности не только в своей предметной области). Результаты аналитически-диагностической деятельности дают возможность разработать проект модели внеурочной деятельности, где в качестве организационного механизма может быть использован план организации внеурочной деятельности как нормативный документ школы, определяющий общий объем, состав и структуру частей и направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для уровней образования.

Второй этап — организационно-деятельностный. На данном этапе разработанный ранее план внеурочной деятельности проходит апробацию, кроме создания рабочих программ курсов внеурочной деятельности проектируется расписание занятий, при потребности — и дополнительные формы, позволяющие отследить активность участия обучающихся за рамками уроков (карты движения, мониторинги результативности, дневники наблюдений и удовлетворенности внеурочной занятостью и пр.).

Третий этап — аналитический, на котором осуществляется комплексный анализ и оценка функционирования созданной системы. После проведения аналитического этапа вероятно внесение корректив в модель внеурочной деятельности, которые улучшат ее характеристики и придадут еще большую эффективность.

Список литературы

1. Вилкова А.В. Образовательная система уголовно-исполнительной системы как структурная подсистема общества / А.В. Вилкова, Я.Н. Полякова // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2024. № 4. С. 23–26.
2. Вилкова А.В. Рабочие программы воспитания и методические ошибки проектирования / А.В. Вилкова, С.А. Фадеева, Я.Н. Полякова // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2024. № 2. С. 26–28.
3. Вилкова А.В. Специфика внеурочной работы с несовершеннолетними осужденными: режимные моменты и организация / А.В. Вилкова, С.А. Фадеева, Д.В. Лукашенко // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2024. № 1 (103). С. 169–178.
4. Вилкова А.В. Структура и содержание плана внеурочной деятельности для несовершеннолетних осужденных / А.В. Вилкова, С.А. Фадеева, Д.В. Лукашенко // Вестник Самарского юридического института. 2024. № 1 (57). С. 93–100.

Остальные статьи