Дата публикации: 16.01.2025

Формирование социально-коммуникативных навыков в образовательном процессе

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы управления образовательной системой как открытой целостной территориально обособленной саморазвивающейся социально-педагогической системой УИС, основу которой составляют общие культурно-образовательные ценности и социально-коммуникативные навыки.




Просвещение направлено на удовлетворение потребностей в сфере самообразования, не связанного с профессиональной деятельностью, которое реализует образовательные запросы различных групп населения (например, в области изучения языков, культурологии, истории, религии и др.). Просвещение выполняет просветительскую функцию (расширяет духовный потенциал личности и непосредственно не связан с конъюнктурой рынка труда).

Итак, просвещение — это разновидность образовательной деятельности, предполагающей широкое распространение знаний в области науки и культуры, не нацеленной на решение узкопрофессиональных задач.

В нашем исследовании мы рассматриваем образовательную систему как средство развития территории и как приоритетную сферу развития территориального сообщества. Нам интересен вопрос просвещения и формирования социально-коммуникативных навыков в образовательном процессе уголовно-исполнительной системы, в частности. С данной точки зрения нам близок подход В.Н. Аверкина, который выделяет следующие основные характеристики территориальной системы: субъектно-деятельностная, ценностно-ориентационная, содержательная и организационно-управленческая.

В контексте территориальных образовательных систем для нашего исследования важно рассмотреть уголовно-исполнительную образовательную систему в рамках муниципальной как структурную единицу региональной системы образования.

В российском законодательстве с 1991 г. применяется термин «муниципальный» (лат. municipium: munis — тяжесть, capio — беру), истоки которого относятся к республиканской эпохе Древнего Рима, так назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления. Муниципии — самоуправляющиеся городские округа в древнеримском государстве. При этом следует отметить, что управление городами сводится не только к функции официальных административных органов, а является сложным групповым действием, в котором участвуют как представители властных структур, так и целевые группы, а также отдельные лица.

Список литературы

1. Аверина О.И. Стратегические ориентиры развития муниципального образования / О.И. Аверина, Н.Н. Мелькина, И.Н. Краковская // Регионология. 2003. № 1–2 (42–43). С. 105–109.
2. Аверкин В.Н. Методология и методика проектного управления территориальной сферой образования / В.Н. Аверкин // Педагогическое научное наследие Новгородской высшей школы : сборник научных статей / авторы-составители: С.Н. Горычева, О.С. Орлов, Г.А. Орлова,
3. Анимница Е.Г. Основы местного самоуправления / Е.Г. Анимница, А.Т. Тертышный. Москва : ИНФРА, 2000. 68 с.
4. Богданова Г.С. Инновационная деятельность как фактор развития муниципальной системы образования / Г.С. Богданова. Великий Новгород, 2000. 179 с.
5. Воронин В.В. Организационно-педагогические условия развития сельской муниципальной системы образования : автореферат диссертации кандидата педагогических наук / В.В. Воронин. Омск, 2004. 21 с.
6. Живикин В.Н. Инновационные процессы в управлении муниципальной системой образования : автореферат диссертации кандидата педагогических наук / В.Н. Живикин. Рязань, 2004. 20 с.
7. Крохалева Л.А. Оптимизация управления образованием на муниципальном уровне : автореферат диссертации кандидата педагогических наук / Л.А. Крохалева. Рязань, 2003. 24 с.
8. Лодзято А.Э. Модернизация управления муниципальной системой образования: оптимальное сочетание государственной и общественной составляющих. Инновации в управлении как фактор развития образовательных систем / А.Э. Лодзято. Саратов : Приволжское, 2001. 187
9. Нестеров В.В. Концепция целостной модели развития регионального образования и пути ее реализации : диссертация кандидата педагогических наук в форме научного доклада / В.В. Нестеров. Екатеринбург, 1995. 48 с.
10. Хасаинов М.Ж. Категориальный синтез стратегического развития территориальной сферы образования / М.Ж. Хасаинов // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2005. № 31. С. 67–70.
11. Шадриков В.Д. Народная школа / В.Д. Шадриков // Высшее образование в России. 1993. № 2. С. 112.

Остальные статьи