Значение самовоспитания подростков в формировании их личности
Аннотация
В статье рассматривается актуальная проблема самовоспитания подростков. Несовершеннолетний представляет собой личность, не в полной мере развитую, чтобы быть взрослой, но и настолько развитую, что уже способна вступать в социальные отношения, следовать нормам и правилам, предусмотренным в обществе, и нести ответственность за их несоблюдение. Если личность подростка имеет пробелы в воспитании, которые допустила семья, школа или иное образовательное учреждение, то привитие навыков самовоспитания выступает ключевой задачей в педагогическом процессе.
Тип | Статья |
Издание | Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление № 01/2025 |
Страницы | 21-24 |
DOI | 10.18572/2072-4438-2025-1-21-24 |
Говоря о проблеме самовоспитания, необходимо отметить, что человек по своей сути существо социальное. По мере прохождения этапов социализации у него формируются социально значимые черты личности: характер, поведение, морально-нравственный облик. Формирование этих черт зависит также от социальных факторов, таких как идеология, отношение окружающих людей, опыт собственной деятельности и закономерностей физического развития. Важно изучать и знать возрастные особенности, определяющие развитие и саморазвитие личности. Развитию личности способствуют различные виды приобретенного опыта (моральный, производственный, научный), которые накапливаются и определяют его дальнейшее совершенствование. Проявление активности в усвоении опыта, мотивация индивида к его глубокому усвоению и будет формировать самовоспитание как педагогическую составляющую. Этому будет способствовать целенаправленная и организованная работа по самовоcпитанию.
По мнению ученых, самовоспитание — это осознанная и систематическая деятельность индивида, которая способствует его саморазвитию и формированию культуры личности. Самовоспитание направлено на развитие и укрепление мотивации человека к добросовестному исполнению взятых им обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива. Оно призвано сформировать моральные установки, нравственные ценности, привычку ответственного поведения, волевые качества личности. Самовоспитание всегда неразрывно связано с развитием личности и является его результатом.
Изучая проблему самовоспитания, необходимо отметить, что идеями развития и формирования личности задавались ученые еще с древних времен. Сократ, Аристотель и Платон отмечали важность становления личности с раннего возраста. Главная проблема самовоспитания заключается в том, что человек, формируя неверные ценности, живет следуя им и теряет время, пока их придерживается. Однако обществу нужны люди высоконравственные, способные насаждать в нем правильные установки и ценности.
Многие известные люди задавались проблемой личностного роста, говоря о том, что работа над собой помогает преодолевать жизненные трудности. Так, Демосфен, обладая слабым голосом и нервным тиком, смог преодолеть трудности и стал замечательным оратором, искусно управляя тембром и правильно жестикулируя. Он влиял на многие политические процессы в государстве.
Петр I всегда стремился быть примером для своих подданных и продвигал свои идеи через личный пример.