Дата публикации: 16.01.2025

Значение самовоспитания подростков в формировании их личности

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема самовоспитания подростков. Несовершеннолетний представляет собой личность, не в полной мере развитую, чтобы быть взрослой, но и настолько развитую, что уже способна вступать в социальные отношения, следовать нормам и правилам, предусмотренным в обществе, и нести ответственность за их несоблюдение. Если личность подростка имеет пробелы в воспитании, которые допустила семья, школа или иное образовательное учреждение, то привитие навыков самовоспитания выступает ключевой задачей в педагогическом процессе.




Говоря о проблеме самовоспитания, необходимо отметить, что человек по своей сути существо социальное. По мере прохождения этапов социализации у него формируются социально значимые черты личности: характер, поведение, морально-нравственный облик. Формирование этих черт зависит также от социальных факторов, таких как идеология, отношение окружающих людей, опыт собственной деятельности и закономерностей физического развития. Важно изучать и знать возрастные особенности, определяющие развитие и саморазвитие личности. Развитию личности способствуют различные виды приобретенного опыта (моральный, производственный, научный), которые накапливаются и определяют его дальнейшее совершенствование. Проявление активности в усвоении опыта, мотивация индивида к его глубокому усвоению и будет формировать самовоспитание как педагогическую составляющую. Этому будет способствовать целенаправленная и организованная работа по самовоcпитанию.

По мнению ученых, самовоспитание — это осознанная и систематическая деятельность индивида, которая способствует его саморазвитию и формированию культуры личности. Самовоспитание направлено на развитие и укрепление мотивации человека к добросовестному исполнению взятых им обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива. Оно призвано сформировать моральные установки, нравственные ценности, привычку ответственного поведения, волевые качества личности. Самовоспитание всегда неразрывно связано с развитием личности и является его результатом.

Изучая проблему самовоспитания, необходимо отметить, что идеями развития и формирования личности задавались ученые еще с древних времен. Сократ, Аристотель и Платон отмечали важность становления личности с раннего возраста. Главная проблема самовоспитания заключается в том, что человек, формируя неверные ценности, живет следуя им и теряет время, пока их придерживается. Однако обществу нужны люди высоконравственные, способные насаждать в нем правильные установки и ценности.

Многие известные люди задавались проблемой личностного роста, говоря о том, что работа над собой помогает преодолевать жизненные трудности. Так, Демосфен, обладая слабым голосом и нервным тиком, смог преодолеть трудности и стал замечательным оратором, искусно управляя тембром и правильно жестикулируя. Он влиял на многие политические процессы в государстве.

Петр I всегда стремился быть примером для своих подданных и продвигал свои идеи через личный пример.

Список литературы

1. Барсуков А.В. Влияние типов семейного воспитания на формирование самоотношения у подростков с асоциальным поведением : диссертация кандидата психологических наук / А.В. Барсуков. Нижний Новгород, 2011. 203 с.
2. Бахадова Е.В. Личностные характеристики детей и подростков с педагогической запущенностью : автореферат диссертации кандидата психологических наук / Е.В. Бахадова. Москва, 2013. 28 с.
3. Бобылева Л.А. Деформация смысловых конструкторов несовершеннолетних осужденных : диссертация кандидата психологических наук / Л.А. Бобылева. Рязань, 2013. 249 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 2001. 352 с.
5. Бурлачук Л.Ф. Самоотношения: опросник / Л.Ф. Бурлачук // Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук. 3-е изд., перераб. и доп. Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2008. 688 с.
6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 63–76.
7. Горьковая И.А. Направления профилактики противоправного поведения подростков в России / И.А. Горьковая // Психология человека в образовании. 2020. Т. 2. № 3. С. 265–276.
8. Кочеткова Т.Н. Специфика видов самоотношения личности в зависимости от выраженности эмоциональных и когнитивных компонентов : диссертация кандидата психологических наук / Т.Н. Кочеткова. Хабаровск, 2007. 218 с.
9. Лихтенберг Дж. Клиническое взаимодействие: Теоретические и практические аспекты концепции мотивационных систем : перевод с английского / Дж.Д. Лихтенберг, Ф.М. Лачманн, Дж.Л. Фосседж. Москва : Когито-Центр, 2003. 367 с.
10. Сайгушев Н.Я. Психолого-педагогическая программа самовоспитания в подростковом и раннем юном возрасте / Н.Я. Сайгушев, О.А. Веденеева // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 5. С. 12.
11. Совиньский А.Я. Самовоспитание старшеклассников в современной школе / А.Я. Совиньский // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2003. № 1. С. 201–210.
12. Холопова Е.Ю. Роль самовоспитания подростков в формировании их личности / Е.Ю. Холопова, И.А. Кузнецова, А.О. Кузнецова // Воспитание и образование детей и подростков в современной России: проблемы и их решения : коллективная монография / А.Ю. Нагорнова,

Остальные статьи