К вопросу о проблематике опеки над детьми, чьи матери были осуждены к лишению свободы
Аннотация
В данной статье приведены исследовательские и теоретические изыскания Л.С. Печниковой и Е.Б. Жуйковой, изучавших приемные семьи. Их выводы положены в основу проблематики семейного воспитания детей, чьи матери отбывают наказание, связанное с лишением свободы, в исправительных учреждениях. Также в статье рассматриваются в целом проблемы детей, чьи матери оказались в местах лишения свободы, с точки зрения физического и психического развития. Описываются меры, позволяющие не разлучать мать с ребенком в первые годы его жизни.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление № 01/2025 |
Страницы | 17-20 |
DOI | 10.18572/2072-4438-2025-1-17-20 |
Неизменно фундаментом благополучной социализации и развития ребенка является привязанность, которая начинает свое формирование уже в первые дни после появления ребенка на свет. При нарушении же взаимоотношений ребенка с матерью могут появиться проблемы с адаптацией ребенка, а также с его психическим развитием и поведением. В течение жизни психологические изменения становятся все более серьезными и могут привести к полной или частичной социальной дезадаптации, невозможности создать полноценную семью, притуплению материнского инстинкта.
Чтобы способствовать налаживанию эмоционально положительного характера общения матери с ребенком, нивелируя негативное влияние окружающей среды, в тринадцати исправительных учреждениях (далее — ИУ) организованы дома ребенка для детей до четырех лет.
Вопрос о совместном проживании осужденной матери и ее ребенка практически на всех уровнях государственного управления трактуется однозначно — совместное проживание необходимо.
В исследовании, проведенном нами в 2021 г., было выявлено, что 48,3% осужденных женщин не замужем и никогда не были, в разводе или являются вдовами. Но факт, что 52,4% опрошенных состоят в браке или сожительствуют, отражает лишь количественные показатели, а не истинное качество функционирования данной семьи в качестве полной. В этом же исследовании выяснилось, что в 23,8% случаев близкие и родственники осужденных матерей интереса к детям, проживающим в доме ребенка, не проявляют, а в 11,8% случаев они вообще не поддерживают с осужденной отношения. Нами же было проведено исследование в 2023 г., в котором выяснилось, что в целом отсутствие поддерживания матерью отношений с отцом ребенка является фактором, негативно влияющим на ее готовность к семейной жизни после освобождения. Отношения либо формальные, либо негативные, конфликтные, не поддерживаются по инициативе матери ребенка, или отец ребенка не заинтересован в общении, или мать не знает отца ребенка. Дети из этих семей по достижении четырехлетнего возраста становятся первыми кандидатами на перевод в детское социальное учреждение или приемные семьи. Приемная семья — это особая форма семейного устройства, в которой ребенок воспитывается некровными (не биологическими) родителями и которая обеспечивает ему наиболее благоприятные условия для физического, психического и нравственного развития. Цель приемной семьи — обеспечить успешную социализацию ребенка.
Юрист В.А. Цветков также выделяет ряд причин, почему детей следует определять именно в приемные семьи, а не в социальные учреждения. Во-первых, право ребенка жить и воспитываться в семье (статья 20 Конвенции о правах ребенка). Во-вторых, высокая степень социальной дезадаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В-третьих, переполненность учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. В-четвертых, преимущество с педагогической и экономической точки зрения за счет отсутствия капитальных расходов (на поддержание материальной базы учреждений, осуществление ремонта и т.п.).