Дата публикации: 16.01.2025

К вопросу о проблематике опеки над детьми, чьи матери были осуждены к лишению свободы

Аннотация

В данной статье приведены исследовательские и теоретические изыскания Л.С. Печниковой и Е.Б. Жуйковой, изучавших приемные семьи. Их выводы положены в основу проблематики семейного воспитания детей, чьи матери отбывают наказание, связанное с лишением свободы, в исправительных учреждениях. Также в статье рассматриваются в целом проблемы детей, чьи матери оказались в местах лишения свободы, с точки зрения физического и психического развития. Описываются меры, позволяющие не разлучать мать с ребенком в первые годы его жизни.




Неизменно фундаментом благополучной социализации и развития ребенка является привязанность, которая начинает свое формирование уже в первые дни после появления ребенка на свет. При нарушении же взаимоотношений ребенка с матерью могут появиться проблемы с адаптацией ребенка, а также с его психическим развитием и поведением. В течение жизни психологические изменения становятся все более серьезными и могут привести к полной или частичной социальной дезадаптации, невозможности создать полноценную семью, притуплению материнского инстинкта.

Чтобы способствовать налаживанию эмоционально положительного характера общения матери с ребенком, нивелируя негативное влияние окружающей среды, в тринадцати исправительных учреждениях (далее — ИУ) организованы дома ребенка для детей до четырех лет.

Вопрос о совместном проживании осужденной матери и ее ребенка практически на всех уровнях государственного управления трактуется однозначно — совместное проживание необходимо.

В исследовании, проведенном нами в 2021 г., было выявлено, что 48,3% осужденных женщин не замужем и никогда не были, в разводе или являются вдовами. Но факт, что 52,4% опрошенных состоят в браке или сожительствуют, отражает лишь количественные показатели, а не истинное качество функционирования данной семьи в качестве полной. В этом же исследовании выяснилось, что в 23,8% случаев близкие и родственники осужденных матерей интереса к детям, проживающим в доме ребенка, не проявляют, а в 11,8% случаев они вообще не поддерживают с осужденной отношения. Нами же было проведено исследование в 2023 г., в котором выяснилось, что в целом отсутствие поддерживания матерью отношений с отцом ребенка является фактором, негативно влияющим на ее готовность к семейной жизни после освобождения. Отношения либо формальные, либо негативные, конфликтные, не поддерживаются по инициативе матери ребенка, или отец ребенка не заинтересован в общении, или мать не знает отца ребенка. Дети из этих семей по достижении четырехлетнего возраста становятся первыми кандидатами на перевод в детское социальное учреждение или приемные семьи. Приемная семья — это особая форма семейного устройства, в которой ребенок воспитывается некровными (не биологическими) родителями и которая обеспечивает ему наиболее благоприятные условия для физического, психического и нравственного развития. Цель приемной семьи — обеспечить успешную социализацию ребенка.

Юрист В.А. Цветков также выделяет ряд причин, почему детей следует определять именно в приемные семьи, а не в социальные учреждения. Во-первых, право ребенка жить и воспитываться в семье (статья 20 Конвенции о правах ребенка). Во-вторых, высокая степень социальной дезадаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В-третьих, переполненность учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. В-четвертых, преимущество с педагогической и экономической точки зрения за счет отсутствия капитальных расходов (на поддержание материальной базы учреждений, осуществление ремонта и т.п.).

Список литературы

1. Боулби Д. Привязанность / Д. Боулби ; общее редактирование и автор вступительной статьи Г.В. Бурменской ; перевод с английского Н.Г. Григорьевой и Г.В. Бурменской. Москва : Гардарики, 2003. 447 с.
2. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей : перевод с английского / Д. Боулби. 2-е изд. Москва : Академический проект, 2004. 237 с.
3. Вилкова А.В. Гендерная концепция формирования духовно-нравственных ценностей несовершеннолетних осужденных женского пола (концептуально-методологическое обоснование) : монография / А.В. Вилкова. Москва : НИИ ФСИН России, 2018. 145 с.
4. Давлятова С.В. Социально-психологические проблемы и характер отношений между осужденными женщинами и их малолетними детьми / С.В. Давлятова // Социальная политика и социология. 2013. № 4–2 (97). С. 155–162.
5. Давыдова Н.В. Медико-санитарное обеспечение осужденных женщин-матерей и их малолетних детей в местах лишения свободы : учебно-методическое пособие / Н.В. Давыдова, А.С. Кузнецова, Б.И. Жолус, А.В. Тимохин. Москва, 2008.
6. Жуйкова Е.Б Психологическая характеристика мотивации к воспитанию приемного ребенка в семье / Е.Б. Жуйкова, Л.С. Печникова // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 4. С. 46–53.
7. Печникова Л.С. Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений / Л.С. Печникова, Е.Б. Жуйкова // Психологические исследования. 2008. № 2 (2). С. 2.
8. Позднякова Ю.В. Понятие «Замещающая семья» в России: сущность и содержание / Ю.В. Позднякова // Вестник Университета Российской академии образования. 2011. № 5. С. 83–84.
9. Хеллингер Б. Порядки любви : разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий / Б. Хеллингер ; перевод с немецкого И.И. Рац. Москва : Издательство Института Психотерапии, 2001. 395 с.
10. Цветков В.А. Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации : диссертация кандидата юридических наук / В.А. Цветков. Омск, 2005. 239 с.

Остальные статьи