Особенности интеграции искусственного интеллекта в цифровой контент высшего юридического образования в России
Аннотация
Статья посвящена особенностям интеграции нейросетей и искусственного интеллекта в цифровое образование в образовательных организациях ФСИН России по юридическому профилю при формировании будущего специалиста в области права. Приводятся педагогические подходы и методы при интеграции в обучение и формы взаимодействия.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление № 01/2025 |
Страницы | 15-16 |
DOI | 10.18572/2072-4438-2025-1-15-16 |
В эпоху стремительного технологического прогресса сфера юриспруденции, традиционно воспринимаемая как консервативная, претерпевает кардинальные изменения. Практикующие российские юристы все активнее внедряют в свою работу передовые технологии, такие как искусственный интеллект (далее — ИИ) — инструменты анализа данных и интеллектуальные виртуальные помощники. Это не просто дань моде, а осознанная необходимость, продиктованная стремлением к повышению эффективности, оптимизации задач и улучшению качества обслуживания клиентов.
На протяжении сотен лет преобладающими формами обучения были книги, классные комнаты и лекции. Ученые и преподаватели представляли информацию в традиционной форме, тщательно отбирая ее в различные модули. Как правило, студенты получали эту информацию и изучали самостоятельно, выполняя готовые задания, находящиеся в учебных материалах. Эти пассивные методы предполагали, что задача студента состоит в том, чтобы усвоить определенные концепции и продемонстрировать это понимание на экзаменах с множественным выбором, основанных прежде всего на фактах и определениях.
Использование компьютерных технологий началось в ХХ в. и стало развиваться очень активно во всех сферах деятельности человека, особенно данное направление имело огромное значение в образовании. С 20-х годов ХХI в. появление нейросетей и искусственного интеллекта позволило всем студентам и обучаемым участвовать в экспериментах по социально значимым научным проблемам. Заметно изменилась роль преподавателей, они выступали скорее в качестве консультантов, чем руководителей.
Доказано, что цифровое образование способствует улучшению обучения. По мнению ученых и исследователей в области дидактики и педагогики, оценки обучаемых повысились на 10–20%, время на достижение целей сократилось на треть, а успеваемость в классе улучшилась примерно на половину стандартного отклонения. Значительно выросла мотивация и стимул к освоению новых навыков и умений, что является неоспоримым фактором в обучении.