Дата публикации: 16.01.2025

К вопросу о культуре речи сотрудников уголовно-исполнительной системы

Аннотация

Статья посвящена вопросам культуры речевого общения сотрудников уголовно-исполнительной системы, неслучайным воздействиям на русский язык английского языка и неоправданных заимствований, угроз для речевой культуры, которые несет активное употребление современной молодежью обсценной лексики, нарушающей нормы русского литературного языка.




В настоящее время необходимо отметить важность решения задач, связанных с культурой речевого общения, с противодействием неоправданным заимствованиям иноязычной лексики и защитой русского языка от вульгаризмов и обсценной лексики в самых различных сферах общения, включая служебную деятельность в УИС.

В план мероприятий уголовно-исполнительной системы по реализации Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809, на 2023–2026 гг. включена тема, связанная с необходимостью разработки для сотрудников уголовно-исполнительной системы цикла лекций «О поддержке и защите русского языка, недопущении использования нецензурных слов, ограничении использования иностранной лексики».

В последние годы идет отнюдь не случайное мощное воздействие иностранных языков (в первую очередь английского) на русскоязычную среду. Причем не только в границах самой России, но и на всем постсоветском пространстве. Исследователи отмечают, что «стремительная глобализация приводит повсеместно к сужению ареала обитания национальных языков в пользу единого международного языка — английского». Процесс экспансии именно английского языка отмечается по всему миру. И это несмотря на то, что такие языки, как английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский, являются официальными языками работы всех структурных подразделений Генеральной Ассамблеи ООН, всех без исключения ее комитетов и подкомитетов. Все речевые акты, произносимые или письменно фиксируемые на любом из шести названных языков Генеральной Ассамблеи, незамедлительно переводятся на пять других языков и доводятся до адресатов в устной или письменной форме. По существу, именно вышеперечисленные шесть языков являются так называемыми «языками-посредниками» при общении всех народов нашей планеты на современном этапе развития человечества.

Хорошо известно, что языки-посредники при общении народов между собой были на всем протяжении истории существования человеческой цивилизации. Так, языком общения между народами в Восточной Азии начиная с III в., в течение нескольких столетий служил диалект китайского языка, называемый «вэньянь». В те времена именно он считался литературным китайским языком. Примерно в это же время на Ближнем Востоке языком — посредником общения для народов данного региона служил аккадский язык, а уже через два столетия в этом регионе его заменил арамейский язык.

Список литературы

1. Брук С.И. Языки мира / С.И. Брук, В.В. Иванов // Большая советская энциклопедия. В 30 томах. Т. 30 / главный редактор А.М. Прохоров. 3-е изд. Москва : Советская энциклопедия, 1969. С. 467–470.
2. Васильева Н. Толстой считает, что страны бывшего СССР должны сами строить русские школы / Н. Васильева // Парламентская газета. 2023. 15 ноября.
3. Виноградов В.А. Языки-посредники / В.А. Виноградов // Большая советская энциклопедия. В 30 томах. Т. 30 / главный редактор А.М. Прохоров. 3-е изд. Москва : Советская энциклопедия, 1969. С. 474.
4. Гончарук Д. Матвиенко призвала органы власти начать с себя в очищении русского языка / Д. Гончарук // Российская газета. 2023. 14 ноября.
5. Моро Ж.-Л. Путь к многоязычию или о жизни людей и языков: вчера, сегодня завтра / Ж.-Л. Моро, Т. Зеленина, И. Федорова // Многоязычие в образовательном пространстве. 2021. Т. 13. С. 126–142.
6. Оганесян С.С. Культура речевого общения / С.С. Оганесян // Русский язык в школе. 1998. № 5. С. 25–37.
7. Оганесян С.С. Сфера образования как транслятор цивилизационной ментальности / С.С. Оганесян // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1. № 5 (43). С. 141–155.

Остальные статьи