Дата публикации: 23.01.2025

Демархия: понятие и основные формы

Аннотация

Статья посвящена теории и практике демархии в контексте концепта легитимации права. Проводится анализ различных подходов к сущности и классификации делиберативных процедур в условиях модернизации правовой системы. Раскрыты проблемы партиципаторной и представительной демократии в различных правовых системах. Обоснован авторский подход к пониманию легитимации права через алеаторные процедуры при принятии публично-значимых решений.




«Демархия» — это категория, которую ввел в научный оборот Ф. фон Хайек и которая стала популярна благодаря трудам австралийского ученого Джона Бернхейма. Под этим термином понимается прямое правление граждан, отобранных случайным путем через жребий. Такое понимание народовластия было характерно для Афинской демократии. В дальнейшем понимание народовластия значительно изменилось, однако в современный исторический период процедуры, связанные с античным пониманием демократии при принятии публично-значимых решений, стали входить в конституционную практику различных правовых систем. В настоящей работе поставлена задача указать на факторы, которые привели к возврату к таким процедурам, и на особенности основных форм демархии.

Афинская демократия ассоциируется в настоящее время с традицией, заложившей основы процедур современной демократии, между тем это следует из пояснения применительно к теме нашего исследования. Выборы или голосование рассматриваются как центральный элемент демократии, однако в античности изначально акцент был сделан на политическом участии, обсуждении вопросов, затрагивающих общие интересы. Аристотель прямо указывал на то, что делегирование полномочий меньшинству нельзя назвать демократией: «Положим, что государство состояло бы всего-навсего из тысячи трехсот граждан; из них тысяча были бы богачами и не допускали к правлению остальных трехсот — бедняков, но людей свободнорожденных и во всех отношениях подобных той тысяче. Решится ли кто-нибудь утверждать, что граждане такого государства пользуются демократическим строем?». Суть демократии понимается античными авторами в праве руководства государством граждан, получивших такую возможность в результате сортировки или жребия. Замещение должности по жребию было атрибутом демократии вплоть до эпохи Просвещения. Так, в Средневековой Европе замещение властных полномочий по жребию было распространено в городах Ломбардии, во Флоренции и Венеции.

Принципиальное изменение в понимании народовластия возникает в работах европейских мыслителей эпохи Просвещения, таких как Вольтер или Ш. Монтескье, которые отказывали в применении способов народовластия через жребий. Это связано с рядом особенностей той эпохи, прежде всего, с пониманием невозможности постоянного всеобщего участия в условиях значительной территории государств. Также следует отметить иное понимание круга субъектов, обладающих политическими правами. Просветители в своем большинстве отказывали в политических правах всем гражданам. В отличие от Афинской демократии, где под народом понимается все взрослое мужское население, в Новое Время в Европе складывается понимание республики, где народ — это люди, обладающие образованием и имуществом. Таким образом, именно в период Просвещения переходит окончательный отказ от замещения должностей по жребию в пользу выборов. Следует уточнить, что в данную эпоху выборы рассматривались как атрибут именно республики, а не демократии. Так, английский философ Томас Гоббс абсолютную власть правителя обосновал именно общественным договором и естественными правами человека. «Левиафан» Гоббса обоснован именно с позиции республики, а не с традиционных для теократии апелляции к божественному началу власти.

Список литературы

1. Аристотель. Политика / Аристотель ; перевод с древнегреческого С.А. Жебелева. Москва : АСТ, 2022. 381 с.
2. Денисенко В.В. Делиберативность и алеаторные процедуры как легитимация соматических прав человека: опыт Республики Ирландия и Австралийского Союза / В.В. Денисенко, Е.Н. Трикоз // Государство и право. 2023. № 1. С. 100–113.
3. Денисенко В.В. Коммуникативная функция права // Академический юридический журнал. 2022. Т. 22. № 3. С. 231–238.
4. Клименко А.И. Функционально-структурные характеристики правовой идеологии : автореферат диссертации доктора юридических наук / А.И. Клименко. Москва, 2016. 55 с.
5. Михельс Р. Демократическая аристократия и аристократическая демократия / Р. Михельс // Социс. 2000. № 1. С. 107–116.
6. Руденко В.Н. Формы алеаторной демократии: генезис и развитие / В.Н. Руденко // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2018. Т. 18. № 4. С. 97–125.
7. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре : трактаты / Ж.-Ж. Руссо ; вступительные статьи А. Филиппова [и др.] ; комментарии В.С. Алексеева-Попова, Л.В. Борщевского. Москва : Канон-пресс-Ц : Кучково поле, 1998. 414 с.
8. Федералист: Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея : перевод с английского / под общей редакцией и с предисловием Н.Н. Яковлева ; комментарий О.Л. Степановой. Москва : Прогресс : Литера, 1994. 590 с.
9. Burnheim, J. Is Democracy Possible? The Alternative to Electoral Politics / J. Burnheim. Berkeley : University of California Press, 1985. 205 p.
10. Manin, B. The Principles of Representative Government / B. Manin. Cambridge : Cambridge University Press, 1997. 256 p.

Остальные статьи