Механизм обеспечения традиционных ценностей
Аннотация
В статье исследуются проблемы создания механизма обеспечения традиционных ценностей. Стоит констатировать, что в российской науке нет единства мнений относительно необходимости регламентации традиционных ценностей, а следовательно, и целесообразности создания обеспечительных мер для их претворения в жизнь. Авторы данной позиции полагают, что ценности не подпадают под действие права, так как находятся под влиянием исключительно иных социальных регуляторов, таких как мораль, нравственность, религия и т.д. Однако считаем, что в силу создания соответствующей геополитической обстановки в мире, создающей угрозу духовно-нравственным ценностям, негативного влияния информационного ресурса и научно-технического прогресса в целом назрела необходимость создания механизма обеспечения традиционных ценностей. Конечной целью данного механизма является создание комплекса мер как правового, так и неправового характера, гарантирующих охрану и защиту ценностей, а также создание эффективных условий их реализации в жизнь. Создание механизма обеспечения ценностей позволит выполнить задачи нашего государства по сохранению и укреплению ценностей как в России, так и в мире в целом.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 01/2025 |
Страницы | 27-31 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2025-1-27-31 |
1. 9 ноября 2022 г. Указом Президента РФ № 809 были утверждены Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Данный документ имеет базовое значение для регламентации незакрытого перечня традиционных ценностей, таких как жизнь, крепкая семья, преемственность поколений, патриотизм и т.д. Кроме того, традиционные ценности находят свое отражение в ряде документов, которые определяют вектор правового развития законодательства этого направления и носят базовый характер: Основы государственной культурной политики; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации; Концепция государственной семейной политики; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации и т.д.
Стоит отметить, что в российской науке нет единства мнений относительно необходимости регламентации традиционных ценностей, а следовательно, и целесообразности создания обеспечительных мер для их претворения в жизнь. Авторы данной позиции полагают, что ценности не подпадают под действие права, так как находятся под влиянием исключительно иных социальных регуляторов, таких как мораль, нравственность, религия и т.д.
Однако вышеуказанные нормативные документы свидетельствуют о необходимости создания комплексного механизма обеспечения традиционных ценностей, который включил бы в себя совокупность мер как правового, так и неправового характера, гарантирующих охрану и защиту ценностей, а также создание эффективных условий их реализации в жизнь.
Актуальность создания данного механизма подтверждается вектором государственной политики нашего государства, неоднократно озвученной Президентом России В.В. Путиным, который акцентировал внимание на необходимости защиты и отстаивания традиционных ценностей во всем мире.
Защите российских национальных ценностей посвящен Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». В нем прописаны пути решения задач российского государства по защите ценностей, такие как защита и поддержка русского языка, в том числе пресечение распространения через средства массовой информации нецензурной лексики; проведение воспитательной работы среди населения, направленной на укрепление духовно-нравственных и патриотических начал; защита исторической правды и противодействие фальсификации истории; обеспечение преемственности поколений россиян и укрепление начал семьи.