Отдельные аспекты административно-правового принуждения в сфере миграции как метода обеспечения правопорядка
Аннотация
В статье исследованы отдельные особенности административно-правового принуждения в сфере миграции, реализуемой ОВД в рамках государственного контроля (надзора). Предложены критерии оценки эффективности государственного управления в данной сфере. Автором проведен анализ правового механизма применения отдельных мер административно-правового принуждения. С учетом сложности и предложенных критериев сформированы практические предложения по совершенствованию государственного управления в сфере миграции. Делается вывод, что государственный контроль (надзор) напрямую связан с мерами административно-правового принуждения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Миграционное право № 01/2025 |
Страницы | 42-44 |
DOI | 10.18572/2071-1182-2025-1-42-44 |
С появлением государства административно-правовое принуждение становится одним из способов государственного управления обществом. В начале XXI в. появился новый импульс к развитию механизма государственного принуждения как метода государственного управления и обеспечения правопорядка. Административно-правовое принуждение является индикатором развития государственного управления и, в свою очередь, является способом реализации государственной власти.
Изучая сущность административно-правового принуждения, необходимо понимать, что государство и его органы в зависимости от специфики реализуемых функций должны четко понимать наиболее эффективные способы воздействия на управляемые объекты. Управление делами государства, реализация исполнительной власти и обеспечение правопорядка осуществляются с помощью активного воздействия на сознание и поведение людей.
Административно-правовое принуждение является одним из видов государственного принуждения. «Административно-правовое принуждение, – как отмечает К.С. Белинский, – во многом протекает в определенных процессуальных формах, то есть по заранее установленным процедурам, устанавливающим порядок деятельности этих органов в области юрисдикции». Понятие «административно-правовое принуждение» в научном сообществе преимущественно раскрывается как часть государственного принуждения.
Мысль об институциональной сущности «административно-правового принуждения» удачно выразил И.И. Веремеенко: «Административно-правовая санкция осуществляет охрану правопорядка с помощью кары и восстановления, а также принудительного действия правовой обязанности, обеспечивающей ее реальное исполнение». И поэтому именно в административных санкциях заключаются могущество и авторитет закона.
Принудительные административные меры сегодня образуют основу государственной миграционной политики, поэтому именно их реализация способствует достижению общественно значимых целей. Основная часть принудительных мер в сфере миграции представлена мерами административно-правового принуждения.