Дата публикации: 29.01.2025

Отдельные аспекты административно-правового принуждения в сфере миграции как метода обеспечения правопорядка

Аннотация

В статье исследованы отдельные особенности административно-правового принуждения в сфере миграции, реализуемой ОВД в рамках государственного контроля (надзора). Предложены критерии оценки эффективности государственного управления в данной сфере. Автором проведен анализ правового механизма применения отдельных мер административно-правового принуждения. С учетом сложности и предложенных критериев сформированы практические предложения по совершенствованию государственного управления в сфере миграции. Делается вывод, что государственный контроль (надзор) напрямую связан с мерами административно-правового принуждения.




С появлением государства административно-правовое принуждение становится одним из способов государственного управления обществом. В начале XXI в. появился новый импульс к развитию механизма государственного принуждения как метода государственного управления и обеспечения правопорядка. Административно-правовое принуждение является индикатором развития государственного управления и, в свою очередь, является способом реализации государственной власти.

Изучая сущность административно-правового принуждения, необходимо понимать, что государство и его органы в зависимости от специфики реализуемых функций должны четко понимать наиболее эффективные способы воздействия на управляемые объекты. Управление делами государства, реализация исполнительной власти и обеспечение правопорядка осуществляются с помощью активного воздействия на сознание и поведение людей.

Административно-правовое принуждение является одним из видов государственного принуждения. «Административно-правовое принуждение, – как отмечает К.С. Белинский, – во многом протекает в определенных процессуальных формах, то есть по заранее установленным процедурам, устанавливающим порядок деятельности этих органов в области юрисдикции». Понятие «административно-правовое принуждение» в научном сообществе преимущественно раскрывается как часть государственного принуждения.

Мысль об институциональной сущности «административно-правового принуждения» удачно выразил И.И. Веремеенко: «Административно-правовая санкция осуществляет охрану правопорядка с помощью кары и восстановления, а также принудительного действия правовой обязанности, обеспечивающей ее реальное исполнение». И поэтому именно в административных санкциях заключаются могущество и авторитет закона.

Принудительные административные меры сегодня образуют основу государственной миграционной политики, поэтому именно их реализация способствует достижению общественно значимых целей. Основная часть принудительных мер в сфере миграции представлена мерами административно-правового принуждения.

Список литературы

1. Бахрах Д.Н. Административное право России : учебник для вузов / Д.Н. Бахрах. Москва : Норма, 2000. 622 с.
2. Бельский К.С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура : монография / К.С. Бельский. Москва : Норма, 2002.
3. Веремеенко И.И. Механизм административно-правового регулирования. Понятие и структура : монография / И.И. Веремеенко. Москва : Юрист, 2003.
4. Попов Л.Л. Убеждение и принуждение в Советском государстве / Л.Л. Попов. Ленинград : [б. и.], 1963. 39 с.

Остальные статьи