Типология правовых моделей уголовно-процессуального управления в досудебном производстве России и государств — участников Содружества Независимых Государств
Аннотация
В статье обосновывается возможность введения в научную терминологию такого понятия, как уголовнопроцессуальное управление в досудебном производстве. Оно, по мнению автора, может рассматриваться как в широком, так и в узком понимании. На основе анализа ряда исторических и теоретических источников, а также уголовно-процессуальных законов государств — участников Содружества Независимых Государств выделяется четыре основных типа правовых моделей уголовно-процессуального управления: консервативный (прокурорский); инновационный; смешанный; судебно-следственный. Дается краткая характеристика каждой из этих моделей, отмечаются их достоинства и недостатки. Особое внимание уделено вопросу соотношения функций уголовно-процессуального управления и прокурорского надзора.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 01/2025 |
Страницы | 56-61 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2025-1-56-61 |
В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что для науки понятие уголовно-процессуального управления в досудебном производстве пока еще является новым, почти не разработанным, оно упоминается в трудах лишь некоторых ученых. Однако представляется вполне оправданным введение его в оборот как в России, так и в других государствах — участниках Содружества Независимых Государств (СНГ). Есть все основания полагать, что его зарождение и развитие связаны не с чем иным, как с усложнением механизма государственного управления, выделением в его системе особого рода деятельности — уголовно-процессуальной. Если провести даже самый поверхностный анализ последней, то нетрудно заметить, что в досудебном производстве, в частности, складывается целый спектр правоотношений управленческого характера.
В этой связи уголовно-процессуальное управление можно рассматривать в самом широком понимании в качестве особого вида социального управления, функционирующего в системе правоприменительной деятельности. Действительно, процессуальные действия и решения следователей и дознавателей, а также руководителей органов предварительного расследования, а в ряде случаев — и прокуроров, могут оказывать определяющее влияние на производство, осуществляемое по материалам проверок сообщений о преступлениях и уголовным делам, а также на поведение участников досудебного производства. Многие из них опосредуют оказание управленческого воздействия в сфере уголовного судопроизводства, и, соответственно, они могут быть включены в состав системы уголовно-процессуального управления.
Профессор В.Д. Самойлов отмечает, что главное в государственном управлении — адаптация его механизма к изменениям условий воздействия, динамике развития общества и потребностей людей. Полагаем, что это утверждение вполне применимо для всех его частных теорий, к одной из которых мы и относим учение об уголовно-процессуальном управлении. Когда говорится о его способности адаптироваться к меняющейся реальности, имеется в виду такая важнейшая в современную эпоху масштабных перемен его характеристика, как гибкость. На этом хотелось бы акцентировать внимание, дабы сложилось правильное понимание излагаемых ниже положений.
Объем настоящей статьи не позволяет раскрыть все разнообразие правовых моделей уголовно-процессуального управления, функционирующих в пространстве СНГ, разобрать особенности каждой из них. В этой связи сконцентрируем свое внимание на узкой трактовке данного понятия, позволяющей свести его к таким функциональным направлениям, как процессуальный контроль и процессуальное руководство, осуществляемым руководителями органов предварительного расследования, а в большинстве государств — членов Содружества, за исключением разве что России и Белоруссии, где образованы независимые специализированные следственные органы — следственные комитеты, также и прокурором. При этом нельзя упустить из виду и вопрос о соотношении функций уголовно-процессуального управления и прокурорского надзора в досудебном производстве.