Криптовалюты как предмет и средство совершения преступлений: проблемы квалификации и расследования
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы определения правовой природы криптовалюты как предмета и средства преступления в контексте квалификации преступных деяний, связанных с ее незаконным использованием. На основе анализа действующего российского уголовного, уголовно-процессуального законодательства, складывающейся практики выявления, расследования и раскрытия преступлений, в которых использование криптовалюты является средством совершения преступных деяний, определены основные проблемы их квалификации, особенности установления круга обстоятельств, подлежащих установлению, поиска источников доказательственной информации, определены факторы, обусловливающие трудности процесса расследования. Сформулированы задачи, стоящие перед уголовно-правовой и криминалистической науками.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 01/2025 |
Страницы | 32-35 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2025-1-32-35 |
Процесс внедрения цифровых технологий во все сферы жизни общества и государства, необратимая цифровая трансформация всех общественных отношений обусловливают особенности их правового регулирования, особенно в финансовой сфере. Цифровизация, безусловно, имеет положительные стороны, но, как отмечают специалисты, «выход высокотехнологичных компаний на рынок финансовых услуг, активное развитие частных финансовых инструментов, таких, как, к примеру, криптовалюты, которые набирают все большую популярность в качестве средств обращения, ставят под угрозу стабильность и эффективность государственной денежно-кредитной политики». В настоящее время должного правового регулирования обращения криптовалюты нет. Ее правовая природа и статус не имеют однозначного понимания. В то же время отмечается высокий темп развития и распространения цифровой валюты во всем мире, и Россия не исключение. Криптовалюты активно используются в преступных целях, они удобны для криминальной деятельности: вымогательстве, взяточничестве, мошенничестве, отмывании денег, финансировании терроризма и т.п.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дает легальное определение цифровой валюты, под которой понимается «совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам». Итак, цифровая валюта не признается объектом гражданских прав напрямую; ни одна из существующих на данный момент децентрализованных криптовалют не попадает под легальное определение цифровой валюты; в Гражданском кодексе Российской Федерации не закреплено понятие цифровой валюты, которая существует как объект, хоть и запрещенный к оплате. И, как следствие, проблемы гражданско-правового регулирования цифровых валют оказывают непосредственное влияние как на квалификацию преступлений в сфере экономики, так и на признание цифровой валюты по многим составам в качестве предмета преступного посягательства.