Проблемные аспекты при определении критериев предпринимательской деятельности при применении меры пресечения в виде заключения под стражу к лицам, обвиняемым или подозреваемым в совершении экономических преступлений
Аннотация
Работа посвящена изучению подходов в доктрине к определению предпринимательской деятельности при применении меры пресечения в виде заключения под стражу к лицам, обвиняемым или подозреваемым в совершении экономических преступлений. Установлено, что в доктрине и правоприменительной практике отсутствует единство при определении предпринимательской деятельности и ее характерных критериев. Определено, что на уровне закона отсутствуют достаточные разъяснения вопросов, возникающих у правоприменителей при применении меры пресечения в виде заключения под стражу к лицам, обвиняемым или подозреваемым в совершении экономических преступлений в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о необходимости внесения соответствующих изменений в российское уголовно-процессуальное законодательство, а также предлагает правоприменителям применять предложенные автором обязательные и факультативные критерии выделения предпринимательской деятельности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 01/2025 |
Страницы | 14-18 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2025-1-14-18 |
1. Общие комментарии. Актуальность темы исследования
В тексте ч. 1.1, 3.1 ст. 108 УПК РФ законодатель неоднократно обращается к термину «предпринимательская деятельность», однако в доктрине и правоприменительной практике отсутствует единое понимание того, какая хозяйственная активность может подпадать под критерии такой деятельности.
Определение критериев предпринимательской деятельности зачастую затрудняется из-за многообразия форм и методов ведения бизнеса. Существуют различные теоретические подходы к классификации предпринимательской деятельности, и многие из них в целом сводятся к следующим элементам: система организации, целью которой является получение прибыли, независимость в выборе методов ведения бизнеса, а также систематичность и рискованность деятельности. Однако, как показывают исследования, эти критерии зачастую носят общий характер и не учитывают специфические особенности, присущие каждому отдельному случаю.
Правоприменительная практика в части вопроса определения критериев предпринимательской деятельности является хаотичной и многообразной: иногда суды не признают деятельность в качестве предпринимательской только потому, что она была сопряжена с совершением преступления, что очевидно неправильно, а порой, напротив, отказывают в заключении лица под стражу в связи с недоказанностью стороной следствия отсутствия критериев предпринимательской деятельности.
Существование двух противоположных подходов указывает на то, что в правоприменительной практике отсутствует единое понимание критериев предпринимательской деятельности.