О криминалистическом обеспечении производства следственных действий
Аннотация
В статье с опорой на криминалистическую классификацию следов в зависимости от условий получения правоприменителями информации о преступлении выделены действия, направленные на работу с определенными группами следов. Конкретизирована на уровне дефиниции предметная область криминалистической тактики. Указаны цель и некоторые особенности криминалистического обеспечения производства следственных действий. Отмечено, что использование термина «вербальные» не раскрывает в полном объеме сущность коммуникативных действий. Из-за этого на этапе выработки тактико-психологических рекомендаций зачастую происходит переключение внимания ученых на проблемы речевой коммуникации, вопреки значимости невербальной составляющей общения и необходимости учета иных не менее важных аспектов их производства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 01/2025 |
Страницы | 8-13 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2025-1-8-13 |
Правовая конструкция следственных действий, как известно, изложена в УПК РФ, где приведены основные правила их проведения. В то же время понятие и наименование конкретных следственных действий, а также процессуальные основы их выполнения опираются на опыт борьбы с преступностью, обобщаемый криминалистикой. Сущность следственных действий криминалисты рассматривают сквозь призму философской теории отражения, объясняющей природу всеобщего взаимодействия вещей, явлений и процессов, когда при воздействии отражаемого на отражающее образуются следы взаимодействия объектов. Это значит, что понятие следа служит отправной точкой возникновения и организации производства всех следственных действий.
В настоящее время в криминалистике описание и классификация следов предполагают выделение двух, трех и даже более групп, за счет чего ученые пытаются охватить все аспекты функционирования материального мира, уяснение которых необходимо для обнаружения, фиксации и закрепления следов преступной деятельности. Одной из ключевых с точки зрения реализации назначения уголовного судопроизводства является классификация по такому основанию, как условия получения правоприменителями информации о преступлении. При этом в учебниках по криминалистике выделяются три группы следов:
1) материально-фиксированные следы, доступные для непосредственного восприятия и изучения независимо от волеизъявления кого-либо из субъектов судопроизводства;
2) знаковые следы, недоступные для непосредственного восприятия, хотя зафиксированная таким образом информация может быть получена, декодирована и использована в ходе раскрытия и расследования преступлений независимо от желания участников уголовного процесса;
3) идеальные следы, которые не только недоступны для непосредственного восприятия, но и не могут быть изучены без согласия и участия субъекта, запомнившего имеющую значение для дела информацию.