Международный опыт разрешения споров, вытекающих из налогового мониторинга
Аннотация
В статье рассматривается международная практика налогового (горизонтального) мониторинга в контексте специального процессуального порядка разрешения споров. Автор обращает внимание на отсутствие специализированных процедур разрешения споров в отдельных юрисдикциях в рамках налогового мониторинга (Нидерланды и Австрия) либо на их ограниченный характер по сравнению со взаимосогласительными процедурами, закрепленными в отечественном правопорядке. Одновременно с этим проанализированная автором законодательная база Республики Казахстан, а также практика ее применения позволяют сделать вывод о возможности частичной имплементации положений, связанных с возможностью сторон налоговых отношений вступать в переговоры и запрашивать дополнительные пояснения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 01/2025 |
Страницы | 26-29 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2025-1-26-29 |
Развитие глобальной экономики требует существенных изменений традиционных отношений между участниками налогового контроля. Это объясняется высоким уровнем состязательности между налоговыми органами и налогоплательщиками. Такая состязательность обусловлена, с одной стороны, повсеместным возрастанием налоговой нагрузки и повышением квалифицированности налоговых органов, а с другой стороны — тем, что процесс глобализации предоставляет крупному бизнесу все больше возможностей для налоговой оптимизации и сокрытия доходов.
Названные обстоятельства предопределяют усложнение налоговых споров, а также рост их количества. В подобных условиях представляется особенно важным находить определенные компромиссы, которые позволили бы снизить возможные негативные последствия рассматриваемой ситуации (например, сократить длительность налогового спора). Для возможности существования подобных компромиссов в правовой плоскости необходимо закрепление специальных механизмов, которые позволили бы сторонам перевести налоговые отношения по поводу возникшего спора из состязательного процесса в партнерский. Вместо отношений неравенства, в которых налоговые органы, используя властные полномочия, требуют от налогоплательщиков выполнения налоговых обязательств исключительно по своим правилам, возникает необходимость установления отношений, характеризующихся взаимным доверием и прозрачностью.
Представляется очевидным, что принципиально новый порядок осуществления налогового контроля требует новых механизмов разрешения налоговых споров, которые также должны основываться на принципах сотрудничества и прозрачности.
Решением задачи повышения прозрачности и доверия в налоговых отношениях стал налоговый мониторинг, активно развивающийся в Российской Федерации. Данный механизм налогового контроля, кроме всего прочего, включает особый способ альтернативного разрешения споров — взаимосогласительные процедуры.
К странам, которые также особенно активно развивают налоговый мониторинг (кроме России), относится Королевство Нидерландов — как первая европейская страна, в которой был введен горизонтальный мониторинг в качестве новой формы налоговых отношений и контроля за налогоплательщиками. Среди иных стран, также внедривших в том или ином виде налоговый мониторинг, выделяют Австралию, Австрию, Казахстан, Новую Зеландию, Францию и Швецию.