Параллельное оспаривание решения финансового уполномоченного потребителем и финансовой организацией: проблема ограничения прав потребителя
Аннотация
Рассматривается проблема одновременного оспаривания решения финансового уполномоченного потребителем и финансовой организацией. В таких случаях в двух различных судах рассматриваются схожие по своей сути споры, что создает риск принятия противоречащих судебных актов, поэтому обосновывается необходимость объединения двух дел в одно производство. Делается вывод, что оспаривание финансовой организацией решения финансового омбудсмена в судебном порядке по общим правилам подсудности ограничивает доступ потребителя к правосудию, поскольку иск финансовой организацией подается в суд по месту нахождения омбудсмена, а не гражданина. Автором предлагается установление правил исключительной подсудности споров, вытекающих из оспаривания решений финансового уполномоченного, по месту нахождения потребителя. Также обосновывается недопустимость при рассмотрении иска финансовой организации об оспаривании решения уполномоченного ограничиваться выводом о законности или незаконности данного акта, не разрешая спор между потребителем и финансовой организацией по существу.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 01/2025 |
Страницы | 22-25 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2025-1-22-25 |
Потребитель как слабая сторона гражданских правоотношений требует особой защиты, поскольку в отсутствие механизмов уравнивания ассиметричных договорных позиций в конечном счете более сильный субъект всегда сможет навязать потребителю удобные для него условия соглашения. Как справедливо указано в п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 23 февраля 1999 г. № 4-П, в силу того, что гражданин-потребитель всегда требует особой защиты, возникает объективная необходимость в соответствующем ограничении свободы договора для другой стороны. В Руководящих принципах для защиты интересов потребителей указано, что потребители зачастую находятся в неравных условиях в силу экономических условий, покупательной способности и уровня образования.
В целях обеспечения баланса интересов потребителей и установления дополнительного механизма защиты их прав в 2018 г. в России был учрежден специализированный омбудсмен — уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг (далее — уполномоченный, финансовый уполномоченный). Деятельность финансового уполномоченного регламентируется Федеральным законом от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее — Закон № 123).
В вышеуказанном Законе № 123 определен порядок обращения потребителей за разрешением споров к финансовому уполномоченному. Законом введен обязательный досудебный порядок обращения к финансовому уполномоченному (ст. 15, 25 Закона № 123). Данная процедура справедливо квалифицируется в качестве административной процедуры защиты гражданских прав.
По результатам рассмотрения обращения потребителя финансовый уполномоченный принимает решение (ч. 2 ст. 22 Закона № 123), которое вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после даты его подписания.
В случае несогласия с решением финансового уполномоченного его вправе оспорить как потребитель, так и финансовая организация, при этом правовое регулирование соответствующей процедуры осуществлено небезупречно.