Цифровизация деятельности органов публичной власти в современной России
Аннотация
Статья посвящена вопросам цифровой трансформации деятельности органов публичной власти, а также современным тенденциям учета и регистрации недвижимости (на примере Росреестра) в цифровом формате. Отмечены изменения законодательства, которое регламентирует переход на электронный формат взаимодействия органов публичной власти с многофункциональными центрами, другими организациями и гражданами в сфере предоставления государственных услуг и проведению масштабной работы Росреестра, других специально уполномоченных органов исполнительной власти по цифровизации архивов и переходу на электронный документооборот.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 01/2025 |
Страницы | 40-43 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2025-1-40-43 |
Современные тенденции внедрения в повседневную жизнь общества цифровых технологий обусловливают необходимость создания и развития цифрового пространства в деятельности органов исполнительной власти. Так, например, 30 апреля 2021 г. вступил в действие Федеральный закон № 120-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», регламентирующий переход на электронный формат взаимодействия с многофункциональными центрами предоставления государственных услуг (далее – МФЦ). Принятие указанного закона является частью масштабной работы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации (далее – Росреестр) по отказу от бумажного документооборота и цифровизации архивов различных ведомств (проект «Стоп-бумага»), который масштабно был начат еще в 2020 г.
К основным документам в сфере цифровизации относятся Стратегия развития информационного общества, Стратегия инновационного развития, программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
За истекший период совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации каждым ведомством разработаны программы своей цифровой трансформации. Создание цифрового пространства в деятельности Росреестра является не только важным, но и необходимым звеном современных тенденций хранения, учета, обработки и передачи информации о недвижимости и ее характеристиках, сведений о ее правообладателях, зарегистрированных правах и существующих обременениях.
А.М. Губин отмечает: «Уже сейчас опыт цифровой трансформации показал, насколько ценно использовать технологии для реформации самых важных областей. Экономика, образование, здравоохранение, госуправление давно не были на таком подъеме, как сейчас».
В настоящее время не только Росреестром выполняются соответствующие программы перевода архивов отдельных ведомств с характеристиками объектов учета в электронный вид, но и другими органами исполнительной власти, в том числе на региональном уровне. Вспомним, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество началась в 1997 г. после вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».