Дата публикации: 16.01.2025

Цифровизация деятельности органов публичной власти в современной России

Аннотация

Статья посвящена вопросам цифровой трансформации деятельности органов публичной власти, а также современным тенденциям учета и регистрации недвижимости (на примере Росреестра) в цифровом формате. Отмечены изменения законодательства, которое регламентирует переход на электронный формат взаимодействия органов публичной власти с многофункциональными центрами, другими организациями и гражданами в сфере предоставления государственных услуг и проведению масштабной работы Росреестра, других специально уполномоченных органов исполнительной власти по цифровизации архивов и переходу на электронный документооборот.




Современные тенденции внедрения в повседневную жизнь общества цифровых технологий обусловливают необходимость создания и развития цифрового пространства в деятельности органов исполнительной власти. Так, например, 30 апреля 2021 г. вступил в действие Федеральный закон № 120-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», регламентирующий переход на электронный формат взаимодействия с многофункциональными центрами предоставления государственных услуг (далее – МФЦ). Принятие указанного закона является частью масштабной работы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации (далее – Росреестр) по отказу от бумажного документооборота и цифровизации архивов различных ведомств (проект «Стоп-бумага»), который масштабно был начат еще в 2020 г.

К основным документам в сфере цифровизации относятся Стратегия развития информационного общества, Стратегия инновационного развития, программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

За истекший период совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации каждым ведомством разработаны программы своей цифровой трансформации. Создание цифрового пространства в деятельности Росреестра является не только важным, но и необходимым звеном современных тенденций хранения, учета, обработки и передачи информации о недвижимости и ее характеристиках, сведений о ее правообладателях, зарегистрированных правах и существующих обременениях.

А.М. Губин отмечает: «Уже сейчас опыт цифровой трансформации показал, насколько ценно использовать технологии для реформации самых важных областей. Экономика, образование, здравоохранение, госуправление давно не были на таком подъеме, как сейчас».

В настоящее время не только Росреестром выполняются соответствующие программы перевода архивов отдельных ведомств с характеристиками объектов учета в электронный вид, но и другими органами исполнительной власти, в том числе на региональном уровне. Вспомним, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество началась в 1997 г. после вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Список литературы

1. Губин А.М. Роль цифровизации в создании новой экологической политики / А.М. Губин // Юрист. 2022. № 9. С. 19–23.
2. Жаворонкова Н.Г. Правовые аспекты цифровизации лесной отрасли / Н.Г. Жаворонкова, Ю.Г. Шпаковский // Право и цифровая экономика. 2021. № 4. С. 77–83.

Остальные статьи