Формирование теории правосубъектности органа публичной власти
Аннотация
В статье с использованием исторического метода раскрываются направления формирования теории правосубъектности органа публичной власти: развитие представлений о субъекте права, органах государства, правосубъектности. Рассмотрены вопросы правовой природы и элементов их правосубъектности, признание субъектом права. Акцент сделан на связи технологических укладов с изменением методологии исследования сущности и элементов правосубъектности, выделены подходы к этим аспектам. Сделан вывод, что природа такой правосубъектности — правовой конструкт, а ее особенность — неполнота.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 01/2025 |
Страницы | 3-8 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2025-1-3-8 |
В условиях глобальных трансформаций современного общества и перехода к новому технологическому укладу возрастает значение эффективной деятельности органов публичной власти, которая зависит от того, как определены их функции, задачи, полномочия, компетенции и правовая модель государственной власти. Это возможно с опорой на научную разработку теории правосубъектности органов публичной власти. Изучение ее аспектов – правовая природа и содержание, ее специфика – у таких органов не завершено, они остаются предметом дискуссий. Поэтому целью статьи является анализ развития теории правосубъектности таких органов и истоков современного представления о них. Научной проблемой и одним из факторов, влияющим на формирование теории, признается изменение методологии изучения выделенных аспектов.
Смена господствующей модели общественного развития детерминирует изменение методологии правовых исследований, важность принципов познания: признание многомерности и сконструированности правовой реальности, междисциплинарного характера исследований и др. Новый подход позволяет преодолеть ограниченность преобладающего в науке догматического анализа правовых норм при изучении перечисленных аспектов.
Формирование теории правосубъектности органа публичной власти происходит при разработке составляющих его понятий и с решением ряда сложных научных проблем: сущность политической власти, механизма государства, его органов, соотношение правосубъектности со смежными понятиями и др. Современные представления об органе публичной власти как субъекте права и его правосубъектности имеют исторические корни, которые объясняют признаки этих понятий.
Выделение в нормативной системе субъекта права связано с природой человеческого мышления, склонного к обобщению. Исторически первым было разработано понятие «persona», оно использовалось в систематизации права, предложенной Гаем, доктринальное его осмысление прошло длительный путь развития, понятие применялось к отношениям с подчиненностью субъектов, отражая ее. Правоспособность (caput), выделенная в римском праве для цивильной и публичной характеристики лица, на публичные коллективные образования не распространялась. Существенное влияние на правовую теорию оказали философские идеи. Р. Декарт выделил две субстанции: вещь протяженная и вещь мыслящая (res cogitans, субъект), что позволило Г. Лейбницу сделать в 1667 г. революционное предложение: использовать в юриспруденции вместо понятия «лицо» понятие «субъект права» (subjectum juris) в современном его понимании как обладателя прав и обязанностей. Однако заимствование для правовой сферы философской идеи о субъекте произошло без разработки сущности и признаков субъекта права.
Понятие «орган» разрабатывалось вместе с представлением о государстве как организме. В античности орган государства не соотносился с публичным управлением или распределением власти. Политическая дискуссия о суверенитете XVI в. изменила подход, сформировала представление о государстве как внеперсональном аппарате, был поставлен вопрос о субъекте суверенной власти, личности государства и правителя перестали отождествляться.