Обязательность административных актов: на примере расследования несчастных случаев на производстве (пределы и сравнительно-правовые аспекты)
Аннотация
В статье рассматривается сущность законной силы в российском и зарубежных правопорядках. Анализируются акты, принятые по результатам расследования несчастных случаев на производстве. В качестве проявления такой законной силы исследуется обязательность исполнения актов органов публичной администрации и должностных лиц их адресатами. При этом исследование вопросов пределов и круга адресатов обязательности исполнения актов, изданных по результатам расследования, является актуальным в силу значимости порядка расследования для государства и общества.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 01/2025 |
Страницы | 74-76 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-1-74-76 |
Совершая управление, органы публичной администрации и их должностные лица принимают управленческие решения. Одной из значимых форм таких решений является административный акт. Отто Майер характеризовал административный акт в качестве императивного решения власти, как меру должного для подвластного. Отношения между властью и людьми требуют стабильности принятых властных решений, том числе облеченных в форму административных актов, в частности индивидуальных. Принцип правовой стабильности неразрывно связывается с принципом защиты доверия. А законная сила административного акта позволяет обеспечить правовую стабильность и защиту доверия между субъектами отношений в сфере государственного управления. В качестве элементов законной силы применительно к административным актам в научной литературе выделяют обязательность, неизменность и исполнимость. Обязательность административных актов, ее пределы и круг ее адресатов недостаточно исследованы в научных работах российских ученых. Неизученными являются и вопросы обязательности административных актов, изданных по результатам расследования несчастных случаев на производстве. Но исследование таких актов является актуальным вследствие значимости данной области общественных отношений и интересным в силу придания участию государственной инспекции труда в расследовании несчастных случаев характера специфической административной деятельности.
Законная сила административного акта означает его способность регулировать управленческие отношения и решать задачи управления в государственной деятельности. А.И. Елистратов утверждал: «Каждый акт управления получает юридическую силу лишь в меру своего соответствия и непротиворечия закону». А.Ф. Евтихиев описывал формальную и материальную законную силу, связывая формальную силу с установлением сроков оспаривания административных актов, а материальную — с обязательностью (преюдициальностью) в качестве основания для последующих решений без проверки правомерности документа-основания. Теория о разделении законной силы не нашла дальнейшего развития ни в законодательстве Российской Федерации, ни в трудах российских ученых.
Данный подход о разграничении материальной и формальной законной силы в общем свойственен для некоторых зарубежных правопорядков: для Германии, Австрии и Швейцарии. В законах об административных процедурах Германии и Австрии нет объяснения, что понимается под законной силой. В законе об административных процедурах Австрии не встречается даже понятия, а лишь определяются составы, в которых допускается нарушение законной силы; а в законе об административных процедурах Германии пределы законной силы очерчиваются в рамках оснований для признания ничтожным административного акта, его отзыва и отмены.