Реализуемы ли в жизни принципы производства по делам об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг?
Аннотация
В статье раскрываются принципы производства по делам об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг. Приводится классификация принципов производства по делам об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг: законность, компетентность, объективная (материальная) истина, открытость, состязательность, экономичность, ответственность должностных лиц, ведущих производство, ведение производства по делу об административном правонарушении на государственном языке. Автор раскрывает содержание указанных принципов и на примерах из судебной практики аргументирует позицию о том, действует конкретный принцип производства по делам об административных правонарушениях или нет.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 01/2025 |
Страницы | 54-58 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-1-54-58 |
Производство по делам об административных правонарушениях является одной из форм процессуальной юрисдикционной деятельности соответствующих судей, органов и должностных лиц. Оно представляет собой совокупность последовательно совершаемых взаимосвязанных процессуальных действий по возбуждению, административному расследованию, рассмотрению, обжалованию и исполнению решения по делу об административном правонарушении. Вместе с тем возникает вопрос относительно реального воплощения в жизнь принципов производства по делам об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг именно на практике. Однако для начала нам нужно выяснить, а на каком уровне законодательного регулирования данные принципы устанавливаются.
Согласно общим положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (п. 4 и 5 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ), к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление порядка производства по делам об административных правонарушениях, установление процессуальных мер обеспечения названного производства, порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний. Таким образом, правовые основы административно-процессуальной деятельности по делам об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг по общему правилу устанавливаются только законом на федеральном уровне.
К ведению же субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ). При этом процессуальные нормы КоАП РФ распространяют свое действие как на судебный, так и на внесудебный (административный) порядок производства по делам об административных правонарушениях.
Как указывает профессор О.С. Рогачева, под принципами производства по делам об административных правонарушениях понимаются «законодательно закрепленные базовые положения, на основе которых субъекты административной юрисдикции осуществляют производство по делам об административных правонарушениях».
В научной литературе приводятся разные классификации. Например, профессор О.С. Рогачева выделяет следующие принципы: публичность; законность; объективной истины по делу; презумпцию невиновности; обеспечения права на защиту; гласности; оперативности, экономичности, эффективности; принцип национального языка и равенства всех перед законом и судом.