Дата публикации: 23.01.2025

Особенности реализации конституционного принципа равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе при поступлении на службу в органы принудительного исполнения

Аннотация

В статье исследованы особенности реализации конституционного принципа равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе на примерах применения принципа обязательного профессионального отбора при равном доступе граждан к службе в органах принудительного исполнения на этапе поступления на службу. В этой связи особого внимания заслуживает позиция Конституционного Суда РФ относительно ограничений при поступлении на службу в органы принудительного исполнения в случае наличия в биографии претендента на замещение должности фактов прекращения уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, таким как примирение сторон и деятельное раскаяние. В результате рассмотрения примеров судебной практики сделан вывод о необходимости соответствия профессионального отбора на службу в органы принудительного исполнения критериям разумности, соразмерности квалификационных требований и предполагаемой к замещению должности. Основой составляющих такой профессиональный отбор административных процедур должен выступать принцип защиты конституционно значимых ценностей.




Перманентное реформирование государственной службы, обусловленное динамикой задач общественного и государственного развития, предопределяет непреходящую актуальность осмысления ее принципов.

В научной статье, посвященной исследованию административного усмотрения как правового средства, выступающего значимым дополнением и гарантией законности правоприменительной деятельности, осуществляемой на основе общих принципов права, профессор Юрий Николаевич Старилов справедливо указывает на их фундаментальную роль в правовой системе, отмечая следующее: «Правовые принципы, как и принципы административной деятельности, административных процедур, даже несмотря на их надлежащий уровень сформулированности в законодательных актах, сами по себе основываются на правовых идеях и идеалах современного правоустановления и правоприменения. Следовательно, несмотря на «невидимость» или отсутствие «очевидности» в дискреции правовых принципов, возможна констатация их неотъемлемости как элемента сферы административных или иных публичных правоотношений, а также масштабности воздействия усмотрения на законодателя и правоприменителя».

Проводя различия между нормами права и его принципами, зарубежный ученый Р. Дворкин указывал, что выбор между двумя понятиями правового принципа, имея в виду в качестве первого существование в структуре права как норм, так и принципов, находящихся в его рамках, а в качестве второго — наличие «внеправовых принципов, которым при желании можно следовать», — это выбор, становящийся более понятным при сопоставлении двух понятий нормы. «Иногда мы о ком-то говорим, что “он считает за норму”, подразумевая при этом, что человек имеет обыкновение что-то делать. Можно сказать, например, что кто-то считает за норму километровую пробежку перед завтраком, поскольку хочет быть здоровым и верит в благотворность соблюдения режима. При этом мы не имеем в виду, что в силу какой-то нормы он обязан пробегать километр перед завтраком. Считать что-то за норму и быть обязанным следовать какой-то норме — разные вещи». Вместе с тем знание и реализация правовых принципов способствуют системному, определенному, предсказуемому, единообразному, ожидаемому и прозрачному правоприменению и правотворчеству.

«Равнодоступность» государственной службы как одно из основополагающих начал, идей, закрепленных на высшем уровне законодательства Российской Федерации — в ее Конституции, не одно десятилетие обращает на себя внимание исследователей и самих государственных служащих ввиду неоднозначного характера правоприменения соответствующих положений. Статья 48 Конституции РСФСР 1978 г. в редакции Закона РФ от 21 апреля 1992 г. № 2708-I содержала более подробную формулировку такого принципа по сравнению с действующим Основным Законом: «Граждане Российской Федерации имеют право доступа к любым должностям в государственных органах в соответствии со своей профессиональной подготовкой и без какой-либо дискриминации. Требования, предъявленные к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются исключительно характером должностных обязанностей».

Список литературы

1. Голенков С.И. Понятие субъективации Мишеля Фуко / С.И. Голенков // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2007. № 1. С. 54–66.
2. Дворкин Р. О правах всерьез / Р. Дворкин ; перевод с английского М.Д. Лахути, Л.Б. Макеевой ; редактор Л.Б. Макеева. Москва : Российская политическая энциклопедия, 2004. 392 с.
3. Ершов В.В. Правовое и индивидуальное регулирование общественных отношений : монография / В.В. Ершов. Москва : РГУП, 2018. 626 с.
4. Мосин С.А. Свойства принципа конституционности деятельности субъектов правоотношений / С.А. Мосин // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 15. № 2. С. 105‒127.
5. Родермель Т.А. Соотношение понятий «профессионализм» и «компетентность» в современном культурном контексте / Т. А. Родермель // Известия Томского политехнического университета. 2012. Т. 320. № 6. С. 125‒127.
6. Рябова Т.В. Профессионализм и компетентность государственных служащих в России / Т.В. Рябова, О.В. Рогач // Материалы Афанасьевских чтений. 2017. № 1 (18). С. 31‒39.
7. Старилов Ю.Н. Административное усмотрение: нормативная правовая полноценность в контексте дискуссии об административных процедурах / Ю.Н. Старилов // Административное право и процесс. 2024. № 11. С. 54‒61.

Остальные статьи