Особенности реализации конституционного принципа равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе при поступлении на службу в органы принудительного исполнения
Аннотация
В статье исследованы особенности реализации конституционного принципа равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе на примерах применения принципа обязательного профессионального отбора при равном доступе граждан к службе в органах принудительного исполнения на этапе поступления на службу. В этой связи особого внимания заслуживает позиция Конституционного Суда РФ относительно ограничений при поступлении на службу в органы принудительного исполнения в случае наличия в биографии претендента на замещение должности фактов прекращения уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, таким как примирение сторон и деятельное раскаяние. В результате рассмотрения примеров судебной практики сделан вывод о необходимости соответствия профессионального отбора на службу в органы принудительного исполнения критериям разумности, соразмерности квалификационных требований и предполагаемой к замещению должности. Основой составляющих такой профессиональный отбор административных процедур должен выступать принцип защиты конституционно значимых ценностей.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 01/2025 |
Страницы | 34-40 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-1-34-40 |
Перманентное реформирование государственной службы, обусловленное динамикой задач общественного и государственного развития, предопределяет непреходящую актуальность осмысления ее принципов.
В научной статье, посвященной исследованию административного усмотрения как правового средства, выступающего значимым дополнением и гарантией законности правоприменительной деятельности, осуществляемой на основе общих принципов права, профессор Юрий Николаевич Старилов справедливо указывает на их фундаментальную роль в правовой системе, отмечая следующее: «Правовые принципы, как и принципы административной деятельности, административных процедур, даже несмотря на их надлежащий уровень сформулированности в законодательных актах, сами по себе основываются на правовых идеях и идеалах современного правоустановления и правоприменения. Следовательно, несмотря на «невидимость» или отсутствие «очевидности» в дискреции правовых принципов, возможна констатация их неотъемлемости как элемента сферы административных или иных публичных правоотношений, а также масштабности воздействия усмотрения на законодателя и правоприменителя».
Проводя различия между нормами права и его принципами, зарубежный ученый Р. Дворкин указывал, что выбор между двумя понятиями правового принципа, имея в виду в качестве первого существование в структуре права как норм, так и принципов, находящихся в его рамках, а в качестве второго — наличие «внеправовых принципов, которым при желании можно следовать», — это выбор, становящийся более понятным при сопоставлении двух понятий нормы. «Иногда мы о ком-то говорим, что “он считает за норму”, подразумевая при этом, что человек имеет обыкновение что-то делать. Можно сказать, например, что кто-то считает за норму километровую пробежку перед завтраком, поскольку хочет быть здоровым и верит в благотворность соблюдения режима. При этом мы не имеем в виду, что в силу какой-то нормы он обязан пробегать километр перед завтраком. Считать что-то за норму и быть обязанным следовать какой-то норме — разные вещи». Вместе с тем знание и реализация правовых принципов способствуют системному, определенному, предсказуемому, единообразному, ожидаемому и прозрачному правоприменению и правотворчеству.
«Равнодоступность» государственной службы как одно из основополагающих начал, идей, закрепленных на высшем уровне законодательства Российской Федерации — в ее Конституции, не одно десятилетие обращает на себя внимание исследователей и самих государственных служащих ввиду неоднозначного характера правоприменения соответствующих положений. Статья 48 Конституции РСФСР 1978 г. в редакции Закона РФ от 21 апреля 1992 г. № 2708-I содержала более подробную формулировку такого принципа по сравнению с действующим Основным Законом: «Граждане Российской Федерации имеют право доступа к любым должностям в государственных органах в соответствии со своей профессиональной подготовкой и без какой-либо дискриминации. Требования, предъявленные к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются исключительно характером должностных обязанностей».