Предписание органа государственного строительного надзора как мера административного пресечения
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению проблем правового регулирования предписания органа государственного строительного надзора. Цель статьи заключается в выработке теоретического определения данной меры административного пресечения, а также в формулировании предложений по внесению изменений в нормативные акты, регламентирующие порядок ее применения. Обозначены признаки предписания органа государственного строительного надзора. По мнению автора, это документально оформленное властное распоряжение, применяемое органом государственного строительного надзора на основании акта по результатам контрольного (надзорного) мероприятия в случае выявления при его проведении признаков нарушений обязательных требований в области строительства, направленное на пресечение действий или бездействия, содержащих признаки таких нарушений. Предложены законодательные изменения, направленные на обеспечение исполнимости предписания, а также конкретизацию временных пределов его применения.
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 01/2025 |
Страницы | 29-33 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-1-29-33 |
Противоправные деяния в области строительства требуют своевременного пресечения, что обусловлено необходимостью предотвращения вреда здоровью граждан, имущественного ущерба. Органы государственного строительного надзора применяют специальные меры, направленные на недопущение продолжения правонарушений в соответствующей сфере. В теории административного права они получили наименование «меры административного пресечения».
К числу мер административного пресечения, применяемых органами государственного строительного надзора, представляется необходимым отнести предписание. Поскольку государственный строительный надзор относится к разновидности государственного контроля (надзора), при рассмотрении особенностей данной меры административного принуждения следует обратиться к положениям Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон № 248-ФЗ), в соответствии со ст. 90 которого «при выявлении в рамках проведения контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контрольный (надзорный) орган обязан выдать после оформления акта мероприятия контролируемому лицу предписание». В случае вынесения предписания об устранении выявленных нарушений оно может рассматриваться как мера административного пресечения, а при выдаче предписания о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям — как административно-предупредительная мера. В данном аспекте стоит согласиться с позицией А.Ю. Соколова, который отмечает, что «предписание является процессуально-правовой формой воздействия на хозяйственную деятельность, которая имеет различное правовое содержание в зависимости от природы содержащихся в нем требований».
Статья 8.1 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) также содержит норму, согласно которой «должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, обязаны направлять обязательные предписания об их устранении». В контексте ГрК РФ предписание рассматривается лишь как мера административного пресечения.
Закон № 248-ФЗ содержит и иные нормы, имеющие отношение к рассматриваемой мере административного принуждения. Так, контрольный (надзорный) орган при неисполнении предписания в установленные сроки вправе принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении. Отдельно установлен срок обжалования предписания с момента получения его контролируемым лицом.
Предписание как мера реагирования на нарушения законодательства в сфере строительства также упоминается в специальных нормативных актах. Согласно п. 36 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1087 «Об утверждении Положения о федеральном государственном строительном надзоре», оно «подлежит исполнению контролируемым лицом в установленный в нем срок». При этом отсутствуют какие-либо иные нормы, посвященные правовой регламентации формы предписания, а также порядка его вынесения.