Дата публикации: 23.01.2025

Государственные внебюджетные фонды как субъекты публичного управления

Аннотация

Рассматриваются особенности административно-правового статуса Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации. Отмечается, что эти фонды являются своеобразным типом государственных учреждений, сочетающих правовое положение некоммерческих организаций с реализацией отдельных государственно-властных полномочий. На основе анализа функций, прав и обязанностей этих фондов, характера издаваемых ими нормативных правовых актов делается вывод, что они, не будучи государственными органами и не входя в систему публичной власти, реализуют значительный объем публично-управленческой деятельности. Утверждается, что конституционно определенное понятие единой системы публичной власти не ограничивает формирование достаточно широкой системы публичного управления, состоящей из государственных корпораций, государственных компаний и ряда иных организаций. Резюмируется, что субъектами публичного управления являются и государственные внебюджетные фонды, в частности Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.




Особенности административно-правового положения организаций, реализующих отдельные государственно-властные полномочия (так называемых юридических лиц публичного права), уже были предметом нашего рассмотрения. Отмечалась их двойственная природа, включающая элементы статуса как некоммерческих юридических лиц, так и органов исполнительной власти.

Как было указано, плюсы такой интеграции во многом обусловлены тем, что юридическим лицам в силу их децентрализации при осуществлении управления свойственны более оперативные и гибкие организационные решения, чем централизованным государственным органам, и тем, что некоммерческие юридические лица, как правило, обладают иными, чем бюджетные структуры, финансовыми возможностями для решения стоящих перед ними задач. При объединении возможностей централизованных государственных органов и в определенной степени децентрализованных некоммерческих юридических лиц фактически мы имеем дело с конвергенцией публичных и частных правовых средств, что применительно к публичному управлению, помимо прочего, приводит к расширению круга его субъектов.

К юридическим лицам публичного права, основным предназначением которых является реализация социальных функций государства, в частности, относятся государственные внебюджетные фонды. В настоящей статье рассмотрим административно-правовой статус Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», он создается Российской Федерацией в целях осуществления государством пенсионного обеспечения и обязательного социального страхования при временной нетрудоспособности, несчастных случаях на производстве, а также при других обстоятельствах. Этот Фонд создается при Правительстве РФ в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда. Функции и полномочия учредителя Фонда от имени Российской Федерации осуществляет также Правительство РФ. Координацию деятельности Фонда осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (ст. 2 указанного федерального закона).

Данный Фонд является своеобразным типом государственного учреждения. Во-первых, это некоммерческая организация, на которую распространяются все положения о юридических лицах, предусмотренные Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (если только иное не указано Федеральным законом «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»). Во-вторых, в соответствии со ст. 7.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» это государственная компания, ибо является некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления.

Список литературы

1. Казачкова З.М. Центральный банк Российской Федерации как юридическое лицо публичного права / З.М. Казачкова, Б.В. Россинский // Вестник Российской правовой академии. 2024. № 2. С. 76–87.
2. Коршунов Н.М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики / Н.М. Коршунов. Москва : Норма, 2011. 240 с.
3. Россинский Б.В. Государственные корпорации как субъекты публичного управления / Б.В. Россинский // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского, 2024. № 2. С. 153–160.
4. Россинский Б.В. Значение организаций, реализующих государственно-властные полномочия, в системе публичного управления // Административное право и процесс. 2024. № 2. С. 3–9.
5. Россинский Б.В. О системе публичного управления / Б.В. Россинский // Административное право и процесс. 2024. № 6. С. 3–6.
6. Чиркин В.Е. Публично-правовое образование / В.Е. Чиркин. Москва : Норма, 2011. 336 с.
7. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права / В.Е. Чиркин. Москва : Норма, 2007. 352 с.
8. Ястребов О.А. Юридическое лицо публичного права. Вопросы теории / О.А. Ястребов. Москва : Наука, 2010. 382 с.

Остальные статьи