Дата публикации: 09.01.2025

К вопросу о понимании категории «публичный порядок» применительно к российскому третейскому разбирательству

Аннотация

В настоящей статье рассматривается вопрос о сущностном понимании такой законодательной категории, как «публичный порядок», применительно к российскому третейскому разбирательству. Отмечается, что до недавнего времени отказ в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, а также отмена решения третейского суда связывались с таким основанием, как нарушение основополагающих принципов российского права. В настоящее время такое основание больше не присутствует в отечественном цивилистическом процессуальном законе, оно заменено на другое — «противоречие публичному порядку», что не одно и то же с точки зрения законодательной техники. Неопределенность смысловой нагрузки последней правовой категории спровоцировала противоречивую правоприменительную практику со стороны судов общей юрисдикции. В целом они стали отказывать заинтересованным лицам в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, а равно отменять решения таких судов. Для корректировки подобной практики потребовалось вмешательство Конституционного Суда Российской Федерации, который в 2023 г. внес некоторую ясность в то, каким образом следует понимать категорию «публичный порядок» применительно к современному третейскому разбирательству в Российской Федерации, что должно повысить авторитет третейских судов и их прикладную востребованность.




В соответствии с действующим законодательством, в частности ст. 421 и 426 ГПК РФ, суд общей юрисдикции отказывает в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда или отменяет решение третейского суда, если это противоречит публичному порядку Российской Федерации.

Казалось бы, законодательная формулировка является предельно ясной: нельзя допускать существование такого решения третейского суда, а тем более его принудительно исполнять, если это решение не согласуется с неким публичным порядком, наличествующим в России.

Вместе с тем не совсем понятно, что подразумевается под самим «публичным порядком», поскольку эта категория не раскрывается в рамках существующего правового регулирования этих общественных отношений, что дает почву для ее широкой правоприменительной интерпретации. При этом ранее, а именно до 2016 г., в процессуальном законодательстве отказ в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, а также отмена решения третейского суда связывались с другим основанием, которое несло в себе более ясную смысловую нагрузку, — нарушение основополагающих принципов российского права.

В этой связи в научной литературе были высказаны различные дискуссионные точки зрения по поводу того, что следует понимать под надлежащим порядком. Однако в целом авторы сходились во мнении о том, что в условиях правовой неопределенности и неоднозначного понимания указанной юридической категории возникают высокие риски нестабильности решений третейских судов, что подрывает доверие общества к институту третейского разбирательства.

В профессиональном научном и практическом сообществе оживленные дискуссии по анализируемому вопросу шли вплоть до принятия Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2019 г. № 53 «О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража» (далее — Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 53), в котором была сформулирована следующая позиция: публичный порядок представляет собой совокупность фундаментальных правовых начал (принципов), обладающих высшей императивностью, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью, составляющих основу построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации.

Список литературы

1. Дегтярев С.Л. Задачи арбитражей (третейских судов) ad hoc в России / С.Л. Дегтярев, М.В. Горелов // Российский судья. 2018. № 11. С. 3–5.
2. Долова М.О. Пределы проверки решения третейского суда на предмет его противоречия публичному порядку Российской Федерации / М.О. Долова, С.А. Синицын // Арбитражный и гражданский процесс. 2020. № 6. С. 55–60.
3. Ильичев П.А. Некоторые вопросы влияния публичного порядка на приведение в исполнение арбитражных решений / П.А. Ильичев, А.А. Кукуев // Третейский суд. 2021. № 3/4. С. 267–275.
4. Ильичев П.А. Обеспечение добросовестности в третейском разбирательстве / П.А. Ильичев // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 7 (92). С. 82–89.
5. Черникова И.В. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2019 г. № 53 «О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража» и

Остальные статьи