Международная процессуальная правосубъектность индивидов
Аннотация
Данная статья посвящена процессу становления института международной процессуальной правосубъектности индивидов в науке и международно-правовой практике. Отмечается тенденция расширения международной процессуальной правосубъектности индивидов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 01/2025 |
Страницы | 51-55 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2025-1-51-55 |
Одним из дискуссионных вопросов международного права является вопрос о международной правосубъектности индивидов. Традиционный или узкий подход, сложившийся в советской международно-правовой науке, отвергал международную правосубъектность отдельных лиц. Современная доктрина признает ограниченную международную правосубъектность индивидов, относя их к нетрадиционным субъектам.
В пользу международной правосубъектности индивида свидетельствуют: 1) обладание индивидами субъективными правами по международному праву, основанными на международных стандартах прав человека; 2) способность нести ответственность за совершение преступлений международного характера; 3) наличие международной процессуальной правосубъектности, прежде всего права на обращение в международные инстанции по вопросу защиты своих прав и свобод.
Данная статья посвящена процессу становления института международной процессуальной правосубъектности индивидов в науке и международно-правовой практике.
Напомним, что изначально международное право, зародившееся в работах ученых, которых принято называть отцами-основателями (Франсиско де Виториа, Альберико Джентили, Франсиско Суарес, Гуго Гроций, Самуэль фон Пуфендорф, Христиан Вольф), основывалось на постулатах естественно-правовой школы и рассматривалось как право, регулирующее отношения между членами универсального сообщества наций (societas gentium), включающего в себя все человечество.
В XIX в. возобладала позитивистская концепция, в силу которой государства рассматривались как единственные субъекты международного права. Вместе с тем выдающийся ученый в сфере международного права Ф.Ф. Мартенс отмечал, что «отдельные лица не суть субъекты международного права, но имеют в области международных отношений определенные права, которые вытекают 1) из человеческой личности, взятой самой по себе; 2) из положения этих лиц как подданных государства». В его работах присутствуют зачатки концепции универсальных прав и свобод человека. Так, Мартенс подчеркивал, что «каждое лицо, независимо от своего подданства или национальности, находит в настоящее время покровительство своей личности и собственности на всем пространстве действия международного права. В охране лица заключается конечное назначение государства и цель международных отношений». Схожая идея высказана Л.А. Камаровским, авторитетным специалистом по международному правосудию, который писал: «Под охраной международного права, в силу его общечеловеческого характера, стоит вообще человеческая личность, где бы она ни находилась на земном шаре. Эта защита является дополнением к собственно государственной охране». Мы видим здесь зарождение идеи международной защиты прав человека, которая получила свое воплощение в ХХ в.