Информационная политика судебной системы: основные тенденции развития
Аннотация
В работе выявлены основные этапы и определены перспективы формирования и реализации информационной политики судебной системы с учетом новых векторов развития российской государственности и социальной ориентации правосудия. На основе изучения опыта советского периода делается вывод о востребованности национального опыта в отношении отдельных организационных форм деятельности судов по правовому просвещению населения. Эффективная деятельность судов в этой сфере связывается с институциональными характеристиками судебной системы и содержанием программных документов органов судейского сообщества. Выделены основные направления развития информационной политики судебной системы: транслирование ценностей правосудия посредством правового просвещения; предупреждение и мирное разрешение социальных конфликтов; расширение коммуникаций и обратной связи судебной власти и общества для укрепления взаимного доверия.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 01/2025 |
Страницы | 45-50 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2025-1-45-50 |
Информационную политику судебной системы следует рассматривать как многоэлементное, но целостное явление со своими целями, структурой и содержанием, характерными чертами. В функциональном смысле этот феномен представляет собой деятельность судебной власти по разработке и реализации основных направлений развития в информационной сфере.
Реализация информационной политики российской судебной системы в настоящее время осуществляется с использованием программно-целевого метода. В действующей Концепции информационной политики судебной системы на 2020–2030-е годы (далее — Концепция на 2020–2030-е годы) судейским сообществом России обозначены цели, принципы, а также соответствующие им средства и основные направления работы в информационной сфере.
Формирование контуров современной информационной политики судебной системы, в том числе ее программно-целевое планирование, осуществлялись поэтапно.
Обеспечение достоверности и повышение доступности информации о деятельности правоохранительных органов, судебно-правовой статистики упоминались в качестве одной из главных задач в Концепции судебной реформы в РСФСР.
Советом судей Российской Федерации в 1999 г. впервые была декларирована необходимость проведения судебной властью собственной эффективной информационной политики. Констатируя наличие проблем, связанных с присутствием судебной власти в информационной сфере, орган судейского сообщества в связи с этим наметил ряд первостепенных задач своей деятельности.