Принципы гражданского процессуального права в упрощенном производстве
Аннотация
Статья содержит результат проведенного автором исследования реализации основополагающих начал гражданского процессуального права в ходе применения правовых норм об упрощенном производстве. Обосновываются актуальность и необходимость исследования указанного вопроса. Внимание уделено пяти принципам гражданско-процессуального права: принципу процессуальной экономии, принципу диспозитивности, принципу устности, принципу гласности, принципу состязательности. Автором отмечается несомненность структурирования правовых норм гл. 21.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на базе процессуальных принципов и устанавливается степень качественной трансформации каждого из указанных принципов. Последнее предопределено правовой сущностью упрощенного порядка рассмотрения и разрешения гражданских дел. Отмечается, что действующее законодательство не в полной мере реализует допустимые пределы действия указанных принципов. Кроме того, сформулирован вывод о необходимости обеспечения эффективной комбинации, баланса правовых гарантий, предоставляемых участникам процесса и отвечающих содержанию каждого из принципов. Помимо этого, автором даны рекомендации по совершенствованию процессуального законодательства об упрощенном производстве в аспекте перехода в ординарную процедуру, соотношения приказного и упрощенного производств, содержания решения по делу, предоставления доказательств сторонами дела.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 01/2025 |
Страницы | 23-27 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2025-1-23-27 |
Введение в 2016 г. в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — ГПК РФ) усеченной ординарной процедуры — это неотвратимая ответная реакция законодателя на возникшие перед судебными органами проблемы обеспечения доступности правосудия гражданам и оптимизации возрастающей судебной нагрузки. В настоящее время упрощенный порядок рассмотрения дел в гражданском процессе не приобрел широкого применения. Так, за 2021 г. было рассмотрено 22 619 800 дел, из них в порядке упрощенного производства рассмотрено 146 552 дела. По этой причине перед правовым сообществом поставлена задача по качественному корректированию указанных показателей. А это представляется возможным сделать лишь после анализа фактической реализации гражданско-процессуальных принципов в рамках их переноса на упрощенное производство. Так, С.М. Амосов, С.Ю. Некрасов отмечают отрицательный эффект несоблюдения принципов, констатируя его негативное последствие в виде безусловной отмены судебных актов и невозможность решения задач и достижения целей правосудия.
Совершенствование процессуального законодательства немыслимо без констатации особенностей проявления основополагающих начал в упрощенном производстве. Однако многообразие выдвигаемых правоведами правовых позиций относительно понятия «принцип» осложняет проведение необходимого анализа. В данной работе исследованию подлежит реализация в упрощенном производстве следующих принципов: принцип процессуальной экономии, принцип диспозитивности, принцип устности, принцип гласности и принцип состязательности сторон.
Приобретающий все большее практическое и теоретическое значение принцип процессуальной экономии не только способствует оптимизации деятельности судебных органов, но и позволяет сторонам спора своевременно разрешить спор. Упрощенное производство предусматривает рассмотрение дел без участия сторон в судебном заседании на основе предоставленных ими документов. С одной стороны, упрощенный порядок обеспечивает минимизацию финансовых, временных ресурсов участников процесса. Но, с другой стороны, такой порядок характеризуется сокращением процессуальных средств, которыми обладает участник процесса. Установление в п. 4 ст. 232.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) оснований перехода в ординарную процедуру создает преграду нарушению принципа процессуальной экономии применительно к категориям дел, рассматриваемым в упрощенном производстве. Но при этом законодатель избрал подход, при котором окончательное решение по переходу принимает судебный орган. И в целом стороны находятся в полной зависимости от позиции суда. А в случае вынесения определения об отказе в таком переходе единственный вариант — обращение в апелляционный суд, который выявляет необоснованность отказа суда первой инстанции. Данный аспект важен, поскольку игнорирование судом необходимости исследования дополнительных доказательств служит основанием для удовлетворения жалобы, поданной в суд апелляционной инстанции, и отправки дела на повторное рассмотрение. Полагаем, при таких условиях следует предусмотреть в нормах гл. 21.1 ГПК РФ положения о праве стороны по делу обжаловать определение суда об отказе в переходе ординарную процедуру.