Современная система управления таможенными рисками (на примере России, Бразилии, Индии и Египта)
Аннотация
Сегодня управление рисками рассматривается как один из руководящих принципов модернизации таможенного администрирования. Однако важно понимать, что эти международные стандарты и руководящие принципы не могут применяться одинаково во всех странах в силу особых обстоятельств. Управление таможенными рисками должно осуществляться в соответствии с индивидуальной стратегией каждой страны, поскольку единый подход не подходит для всех таможенных администраций. В статье автор исследовал важность управления рисками как инструмента упрощения процедур торговли и сбора доходов. В данном исследовании был проанализирован успешный опыт в области управления рисками в зарубежных странах. Практическая сторона исследования демонстрирует, что в целом уровень надежности таможенного контроля в представленных юрисдикциях зависит от уровня развития и может разниться от предложенного Всемирной таможенной организацией (далее — ВТамО). В заключение автором были освещены основные особенности и недостатки управления таможенными рисками и в конечном счете предложен набор механизмов для повышения эффективности функционирования данной системы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Право между Востоком и Западом № 04/2024 |
Введение
Современные геополитические вызовы оказали неизгладимое влияние в том числе на экономическую политику России, что проявляется в развитии внутреннего производства и изменении внешнеэкономических партнерств. Внешняя торговля становится ключевой для экономики страны благодаря трем аспектам: доходы от экспорта, импорт товаров, комплектующие для промышленности.
В условиях санкционного цунами выполнение полномочий, возложенных на таможенную службу РФ, требует быстрой адаптации к новым вызовам и угрозам, а также гибкого использования инструментов таможенного контроля, включая управления рисками. Это необходимо для предотвращения серьезных кризисных ситуаций и содействия устойчивому развитию экономики страны. Основная цель таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности — получение доходов от экспорта и импорта посредством взимания таможенных пошлин и сборов. Гармонизация законодательства требует постоянных изменений в подходах к таможенному администрированию и внедрения новых методов управления рисками, учитывающими процессы интеграции. Управление рисками стало ключевым элементом таможенного контроля, позволяющим эффективно использовать ресурсы и обеспечивать контроль за декларированием товаров, минимизируя риски, которые могут негативно сказаться на государственном бюджете.
В своей работе автор обращается к практике применения управления рисками таких государств, как Российская Федерация, Бразилия, Индия и Египет. Выбор представленных стран для исследования обусловлен тем, что все они входят в число стран БРИКС, в рамках которой была принята декларация, включающая позиции по углублению финансово-экономическому сотрудничеству в интересах справедливого глобального развития, где сочли актуальным уделить внимание вопросам реализации программ по безопасным и открытым цепочкам поставок.
Россия. Процесс осуществления таможенных сборов неразрывно связан с множеством факторов, влекущих возникновение рисков, которые затрудняют достижение плановых задач и целей таможенной политики Российской Федерации. В теории права мало уделено внимания исследованию понятия и содержания налоговых рисков непосредственно в таможенном администрировании. Научный интерес вызывают подходы к определению понятия «налоговый риск государства».
Ряд исследователей логично выделяет три крупные категории налоговых рисков государства, включающие в себя: налоговые риски в области косвенного налогообложения и администрирования; налоговые риски в области прямого налогообложения и администрирования; налоговые риски России, связанные с ее участием в едином экономическом евразийском пространстве.
Позиция Щекина Д.М. относительно налоговых рисков весьма точна и проста. По мнению ученого, «налоговые риски — это вероятность наступления в будущем для налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий». Другими словами, допускается такая практика налогообложения, когда у налогоплательщика, равно как и у плательщика таможенных платежей, имеется возможность скрываться от нее.