Дата публикации: 12.12.2024

Современная система управления таможенными рисками (на примере России, Бразилии, Индии и Египта)

Аннотация

Сегодня управление рисками рассматривается как один из руководящих принципов модернизации таможенного администрирования. Однако важно понимать, что эти международные стандарты и руководящие принципы не могут применяться одинаково во всех странах в силу особых обстоятельств. Управление таможенными рисками должно осуществляться в соответствии с индивидуальной стратегией каждой страны, поскольку единый подход не подходит для всех таможенных администраций. В статье автор исследовал важность управления рисками как инструмента упрощения процедур торговли и сбора доходов. В данном исследовании был проанализирован успешный опыт в области управления рисками в зарубежных странах. Практическая сторона исследования демонстрирует, что в целом уровень надежности таможенного контроля в представленных юрисдикциях зависит от уровня развития и может разниться от предложенного Всемирной таможенной организацией (далее — ВТамО). В заключение автором были освещены основные особенности и недостатки управления таможенными рисками и в конечном счете предложен набор механизмов для повышения эффективности функционирования данной системы.




Введение

Современные геополитические вызовы оказали неизгладимое влияние в том числе на экономическую политику России, что проявляется в развитии внутреннего производства и изменении внешнеэкономических партнерств. Внешняя торговля становится ключевой для экономики страны благодаря трем аспектам: доходы от экспорта, импорт товаров, комплектующие для промышленности.

В условиях санкционного цунами выполнение полномочий, возложенных на таможенную службу РФ, требует быстрой адаптации к новым вызовам и угрозам, а также гибкого использования инструментов таможенного контроля, включая управления рисками. Это необходимо для предотвращения серьезных кризисных ситуаций и содействия устойчивому развитию экономики страны. Основная цель таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности — получение доходов от экспорта и импорта посредством взимания таможенных пошлин и сборов. Гармонизация законодательства требует постоянных изменений в подходах к таможенному администрированию и внедрения новых методов управления рисками, учитывающими процессы интеграции. Управление рисками стало ключевым элементом таможенного контроля, позволяющим эффективно использовать ресурсы и обеспечивать контроль за декларированием товаров, минимизируя риски, которые могут негативно сказаться на государственном бюджете.

В своей работе автор обращается к практике применения управления рисками таких государств, как Российская Федерация, Бразилия, Индия и Египет. Выбор представленных стран для исследования обусловлен тем, что все они входят в число стран БРИКС, в рамках которой была принята декларация, включающая позиции по углублению финансово-экономическому сотрудничеству в интересах справедливого глобального развития, где сочли актуальным уделить внимание вопросам реализации программ по безопасным и открытым цепочкам поставок.

Россия. Процесс осуществления таможенных сборов неразрывно связан с множеством факторов, влекущих возникновение рисков, которые затрудняют достижение плановых задач и целей таможенной политики Российской Федерации. В теории права мало уделено внимания исследованию понятия и содержания налоговых рисков непосредственно в таможенном администрировании. Научный интерес вызывают подходы к определению понятия «налоговый риск государства».

Ряд исследователей логично выделяет три крупные категории налоговых рисков государства, включающие в себя: налоговые риски в области косвенного налогообложения и администрирования; налоговые риски в области прямого налогообложения и администрирования; налоговые риски России, связанные с ее участием в едином экономическом евразийском пространстве.

Позиция Щекина Д.М. относительно налоговых рисков весьма точна и проста. По мнению ученого, «налоговые риски — это вероятность наступления в будущем для налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий». Другими словами, допускается такая практика налогообложения, когда у налогоплательщика, равно как и у плательщика таможенных платежей, имеется возможность скрываться от нее.

Список литературы

1. Давыдова М.А. Об основных налоговых рисках, возникающих при администрировании таможенных платежей / М.А. Давыдова // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 5. С. 243–247.
2. Ковачев А.Д. Механизм правотворчества социалистического государства. Вопросы теории / Д.А. Ковачев. Москва : Юридическая литература, 1977. 112 с.
3. Мазуренко А.Н. Цели, средства и результаты правотворческой политики / А.Н. Мазуренко // Философия права. 2007. № 1. С. 32–38.
4. Налоговые риски государства в современных экономических условиях : монография / редакторы: Л.И. Гончаренко и А.В. Тихонова. Москва : КноРус, 2022. 220 с.
5. Порошин Ю.Б. Систематизация таможенных рисков как основа совершенствования механизма управления рисками / Ю.Б. Порошин, Ш.Р. Ягубов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 2. С. 98–101.
6. Цинделиани И.А. Таможенные сборы в системе фискальных платежей России / И.А. Цинделиани // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Юридические науки. 2006. № 1. С. 59–65.
7. Цинделиани И.А. Таможенные споры в практике Верховного Суда Российской Федерации : учебное пособие / И.А. Цинделиани, А.В. Разгильдеев, В.В. Кикавец. Москва : Проспект, 2017. 588 с.
8. Щекин Д.М. Налоговые риски и тенденции развития налогового права : монография / Д.М. Щекин. Москва : Статут, 2007. 236 с.
Остальные статьи