Российская гражданско-правовая концепция взаимодействия с иностранными юрисдикциями
Аннотация
В статье раскрываются значение и юридические предпосылки взаимодействия национальных правопорядков. Изначальной правовой основой чего была развивающаяся идея о международной вежливости? Comitas gentium — это не учение, дозволяющее действие иностранного права, зависящее от единичного усмотрения судьи, о чем в юридической литературе уже имеются некоторые влиятельные суждения, а прежде всего источник логики о пределах юридического влияния иностранных юрисдикций на национальный правопорядок, непонимание чего приводит даже к законодательным ошибкам. В публикации отстаивается позиция, что comitas gentium — принцип международного права, которым государства обязаны руководствоваться, однако не подлежащий прямому применению произволом судей либо арбитров, что без четких нормативных указаний привносило бы хаос в правоприменительную практику. Феномен международного общения в интернациональном экономическом обороте настолько же константен и несокрушим, как и сама экономическая жизнь. Он не примитивизируется, а продолжает развиваться даже в период санкций и международной конфронтации. В этих условиях требуется лишь обновление правового сопровождения деятельности и в целом юридической оболочки международного имущественного оборота. Созданный еще в первой половине XX в. механизм судебного контроля над теми правовыми изменениями и преобразованиями, которые требуют содействия в российской юрисдикции в виде принудительного исполнения иностранных третейских и судебных решений, содействия органов юстиции и правовой помощи, установленной посредством введения в действие международных конвенций, нуждается в структурном усовершенствовании, где не хватает непротиворечивого подхода к признанию любых правовых явлений, происходящих вне российского правового влияния за рубежом, и четких указаний относительно юридических возможностей по непризнанию или игнорированию зарубежных правоприменительных актов по вопросам, затрагивающим российских субъектов, публичные интересы, государственную политику. В духе ранних европейских теоретиков многие по-прежнему серьезно полагают, что признание зарубежных решений, распоряжений, резолюций, не требующих принудительного исполнения, реалистично и нужно регламентировать в РФ.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Право между Востоком и Западом № 04/2024 |
I. Comitas gentium, общее значение
Международная вежливость по-разному трактуется правоведами. Одни считают, что названная категория не имеет никакой юридической сути. С их точки зрения, данный постулат вне самообязывания побуждает государство сближаться с иностранными правовыми системами, сообразовываться с разнообразными их проявлениями, в том числе судебными актами, которые признаются и принудительно исполняются. Другие ученые полагают, что comitas gentium — общепризнанный международный правовой принцип или юридический обычай, способный к непосредственному применению по усмотрению судьи.
В частности, международная вежливость лежит в основе любого признания, например, имущественных титулов, гражданских прав, возникших, изменившихся или прекратившихся по прямому указанию или под воздействием норм иностранного законодательства. Не сразу, но постепенно с XIX в. она не в последнюю очередь способствовала появлению у государств правовых норм, разрешавших коллизии законов, имеющих различную национальную принадлежность. Стала развиваться такая отрасль, как международное частное право, которое регламентировало обязательное применение чужих норм. В сфере процесса эта вежливость имела результатом признание или приведение в исполнение результатов заграничной судебной деятельности. Наконец, дойдя до своего апогея, данный императив обосновал применение иностранных публичных норм, которые приняты в интересах не собственной власти. При этом comitas gentium установил толкование нероссийских правовых положений в определенном ключе. В частности, данный принцип вылился в правила, которые выражены в п. 1 ст. 1191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) «Установление содержания норм иностранного права», заставляющие выяснять, как соответствующие юридические акты применяются в государстве происхождения.
Полагаем важным определиться с содержанием и объемом важнейших правовых категорий. Примером могут служить понятия «основные начала гражданского законодательства» (ст. 1 ГК РФ) и «принципы гражданского права». В цивилистических трудах преподавателей МГУ до сих пор из учебника в учебник кочует утверждение о том, что соответствующие термины — синонимы. На самом деле начала гражданского законодательства — это некие ориентиры, исходя из которых формулируются правовые положения в сложившейся конфигурации норм. Принципы же — это системообразующие базовые идеи, позволяющие упорядочивать не только законотворческий процесс, но и непосредственно правоприменение.
Мы таким же образом полагаем, что международная вежливость побуждает государство принимать соответствующие нормы, но ее не следует считать ни общепризнанным международно-правовым обычаем, (а значит, нормой), который может напрямую применяться судами согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации, ни таковым принципом. На сей счет встречаются диаметрально противоположные позиции. Мы полагаем, что начало международной вежливости обязательно для суверенов и служит руководством только в законодательной области. Вместе с тем на его основе страны заключают международно-правовые акты или присоединяются к их исполнению, предъявляют друг другу требования, прибегают к ограничениям в отношении друг друга. Comitas gentium создала динамичную и живую среду юридического общения в области межгосударственных связей. Нормы, выросшие из comitas gentium, приобретают более широкий охват. Они обязывают судей, частных субъектов им следовать в русле заданного таким образом толкования. В том смысле, что легко установима цель принимаемого материального и процессуального законодательства.