Международный инвестиционный арбитражный центр группы БРИКС: межрегиональный механизм нашего времени
Аннотация
Статья посвящена анализу национального законодательства в области международного коммерческого арбитража стран — участниц группы БРИКС, а также исследованию их новых государственных программ инвестиционных соглашений с целью установления возможности создания международного инвестиционного арбитражного центра группы БРИКС. Изучение данной темы позволило сделать следующие выводы. Во-первых, создание международного инвестиционного арбитражного центра группы БРИКС — это ключ к установлению стабильного и благоприятного инвестиционного климата, который позволит избежать кризиса международной системы рассмотрения споров. Во-вторых, БРИКС предлагает многообещающий подход, предполагая, что в дополнение к наложению обязательств на принимающие государства и предоставлению прав иностранным инвесторам двусторонние инвестиционные договоры должны позволять договаривающимся сторонам взаимодействовать более конструктивным образом. В-третьих, назрела объективная необходимость заключения многостороннего инвестиционного соглашения, которое учредит международный инвестиционный арбитражный центр группы БРИКС и обеспечит другие необходимые гарантии для создания привлекательного инвестиционного климата.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Право между Востоком и Западом № 04/2024 |
Введение. Во все времена государства ищут средства для привлечения иностранных инвестиций и содействия их международному включению. В этой связи образование Международного инвестиционного арбитражного центра в рамках региональной группы БРИКС — это, несомненно, важный шаг на пути к цели формирования скоординированной финансовой, торговой и инвестиционной политики. БРИКС — это альтернатива существующему мировому порядку, ее называют организацией, в которой самые перспективные экономики мира «объединили усилия с целью сделать мировую систему более справедливой и равноправной».
Регулирование международного арбитража странами группы БРИКС. Нельзя не согласиться с мнением профессора Скворцова О.Ю., что «экономические нужды БРИКС требуют и создания инвестиционного арбитража, который должен стать механизмом разрешения инвестиционных споров, возникающих между различными субъектами экономической деятельности». Безусловно, поскольку страны группы БРИКС давно открыты для международной торговли, вопрос надлежащего регулирования международного арбитража во внутреннем законодательстве принимающих инвестиции государств является стратегическим. Так, в России с 1993 г. действует Закон о международном коммерческом арбитраже, в Египте — с 1994 г.; в Китае — с 1995 г., в Бразилии и Индии — с 1996 г., в Иране — с 1997 г.. В ОАЭ с 1992 г. действовал Закон о гражданском судопроизводстве № 11, в частности, положения ст. 203–218 которого регулировали некоторые вопросы арбитража. В Саудовской Аравии арбитраж регулируется соответствующим законом от 16 апреля 2012 г. С 2018 г. в ОАЭ действует новый Федеральный закон об арбитраже. В Эфиопии арбитраж и примирение регулируются соответствующим актом, принятым 2 апреля 2021 г. В Южной Африке с 1965 г. уже существовал закон об арбитраже, регулирующий внутренний и международный арбитраж, хотя и не соответствующий международным стандартам, установленным к тому времени.
Следует отметить, что все страны группы БРИКС являются участниками Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 1958 г.) (Нью-Йоркская конвенция 1958 г.). В связи с этим можно сделать вывод, что по вопросам признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений существуют схожие правовые основания среди стран группы БРИКС.
На наш взгляд, важную роль в унификации арбитражного законодательства стран группы БРИКС, и не только БРИКС, сыграл Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном арбитраже (Типовой закон ЮНСИТРАЛ). Данный документ оказал влияние на арбитражные законы и акты, принятые странами — участницами группы БРИКС, на разных уровнях. Например, Индия и Россия практически полностью импортировали его текст в свои правовые системы, Бразилия и Саудовская Аравия взяли за основу.
Южная Африка только в 2017 г. отреагировала на Типовой закон ЮНСИТРАЛ, в частности посредством принятия Закона о международном арбитраже 2017 г., который был направлен на консолидацию и обновление южноафриканского законодательства о международном коммерческом арбитраже. Закон о международном арбитраже 2017 г. включает Типовой закон ЮНСИТРАЛ в южноафриканское законодательство. Кроме того, данный закон упрощает признание и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений, отменяя Закон о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1977 г. и вводя в действие обязательства Южной Африки по Нью-Йоркской конвенции 1958 г. Следует иметь в виду, что Закон о международном арбитраже 2017 г. не отменяет Закон об арбитраже 1965 г., который продолжает применяться к внутреннему арбитражу.