Проблемы формирования ценностей в научно-педагогической деятельности
Аннотация
Цель. Проанализировать теоретические основы системы ценностей, особенности дидактического знания на классическом и неклассическом этапах его становления и определить теоретические и концептуальные основания применения аксиологического и культурологического подходов в современной отечественной педагогической теории, провести анализ понятия «ценность» на основании анализа философских, социологических, психологических, педагогических трудов. Методология: анализ и синтез научных теоретических подходов системы ценностей, идеализация понятий в образовательной среде. Выводы. Преподавание и научное исследование представляет единое целое, находясь в тесном взаимодействии с образовательным процессом, где преподаватель при формировании ценностных ориентиров передает обучающемуся не только знания, общую культуру, систему научных и педагогических ценностей, но и способствует формированию у него научного мировоззрения и осознанию ценностей. Научная и практическая значимость. В данной статье исследуется и обосновывается на основе культурологического, аксиологического, интегративного подходов комплексный подход к образовательной деятельности при формировании у обучающихся ценностных ориентаций для достижения планируемого в образовательном процессе результата.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 12/2024 |
Страницы | 9-15 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2024-12-9-15 |
Образование является одной и наиболее важной составной частью культуры человека и общества. Понятие «культура» имеет огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности и является предметом изучения философии, культурологии, истории, социологии, политологии, правоведения, этнологии, психологии, педагогики и т.п. Поэтому при формировании общей культуры человека и правовой культуры в современном обществе следует обратить внимание на образование, являющееся целенаправленным процессом воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Основополагающим документом, регулирующим деятельность в сфере образования и определяющим основные принципы и нормы образовательной деятельности, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , основными целями которого являются формирование основы стабильного социально-экономического и духовного развития Российской Федерации, создание условий для повышения уровня жизни населения и национальной безопасности, что оказывает положительное влияние на процесс формирования демократического правового государства и гражданского общества.
Посредством образования ценности передаются от одного поколения к другому, но нельзя рассматривать образование только как транслятор накопленных культурой и обществом ценностей, — в образовании заложены условия, способствующие появлению новых ценностей, оказывающих влияние на ценностные ориентации общества, так как оно является пространством творческого освоения новой информации, формирования новых жизненных умений и способностей, расширения возможностей формирования практического опыта. Внешнее образовательное пространство, отражающее все общезначимые ценности, способствует формированию внутренней образовательной среды (интересов, склонностей, ценностных ориентиров) самих детей .
Современная реальность в настоящее время характеризуется трансформациями во всех сферах жизни и деятельности человека, предъявляет новые требования к образованию вообще и в частности к высшей школе. Естественно, изменения социокультурной ситуации, парадигмы образования касаются прежде всего преподавателя вуза как носителя научного знания. Сегодня невозможно представить развитие высшей школы без осмысления ключевой роли образования и культуры, личностно-творческой самореализации обучающегося и преподавателя. В контексте развития современного мира именно высшая школа должна стать институтом формирования профессиональной культуры личности преподавателя. На всех этапах развития общества к личности преподавателя предъявляются высокие требования как транслятору интеллектуального и нравственного опыта поколений. Несмотря на значимость проблемы формирования профессиональной культуры преподавателя в научном дискурсе, на наш взгляд, недостаточно разработаны вопросы исследуемого феномена как фактора развития личности специалиста. Такие противоречия возникают между требованиями, предъявляемыми обществом к уровню подготовки специалистов в вузе и уровнем профессиональной культуры преподавателей, осуществляющих их подготовку.