Дата публикации: 24.12.2024

Аналитическая, прогностическая и проектная деятельность в юридическом вузе

Аннотация

Цель. Статья посвящена становлению и развитию аналитической, прогностической и проектной деятельности в высших учебных заведениях юридического профиля. Аргументируется необходимость данных видов научной работы как составной части образовательного процесса. Методология: общенаучный, диалектический, сравнительный, исторический, логический, их синтез. Выводы. Обосновываются различные традиции сочетания научной и образовательной деятельности, их сильные и слабые стороны, актуальность для современной системы высшего образования в нашей стране. Научная и практическая значимость. Вопросы, получившие отражение в статье, нацелены на качественное улучшение научно-образовательной деятельности высших учебных заведений и являются когнитивным обеспечением инновационной юриспруденции.




Вначале обратимся к истории. Система высшего образования в нашей стране строилась по европейскому образцу. Принято считать XIII век периодом расцвета средневековой Европы. Рост городов, расцвет ремесел и торговли, создание широкой сети школ и университетов, формирование монашеских орденов и монашества в целом как одного из институтов европейской средневековой культуры. Именно тринадцатый век открывает «городской» период европейской истории.

Как отмечает Жак ле Гофф, система «начальных» и «средних» школ заложила основную базу европейского образования. Но самым впечатляющим достижением, давшим начало традиции (выделено нами. — А.В.), которая жива и поныне, было создание «высших» школ, университетов. Такие школы в начале XII в. получили название «общая школа» (stadium generale), указывающее одновременно и на их высший статус, и на обучение энциклопедического типа. В условиях складывания системы городских ремесел эти школы тоже начали по образцу прочих ремесел объединяться в корпорации и стали называться университетами, что на латыни и означало «корпорация». Этот термин впервые появился в Париже в 1221 г. для обозначения общины парижских преподавателей и студентов (universitas magistrorum et scolarium).

Средневековые университетские корпорации строились согласно двум моделям. В парижской модели преподаватели и студенты составляли единую общину. В болонской модели в universitas входили в юридическом смысле только студенты. До сегодняшнего дня дошла только парижская модель.

Университетский профессор совмещал преподавание и труд, связанный с размышлением и письмом, — то, что мы сегодня называем исследовательской деятельностью. Преподавателями руководили ректоры, которых сами преподаватели и избирали; ректор находился под надзором канцлера, как правило назначаемого местным епископом. Влияние канцлера со временем сошло на нет, и университеты добились почти полной независимости. Как правило, университеты ускользали и от поползновений светской власти, будь то королевская или городская. Установить над ними полный контроль не получалось. Зато, будучи учреждениями церковными, университеты были вынуждены терпеть вмешательство власти духовной. Но эти вмешательства были редкими и незначительными.

Меняются эпохи, но есть нечто неизменное в университетском образовании. Это касается субъектов. По-прежнему главными «действующими лицами» остаются (или должны оставаться) два человека — профессор (преподаватель) и студент. К формам их взаимодействия мы еще вернемся. Пока же остановимся на характере труда профессора, и не просто профессора, а профессора юридического факультета.

Список литературы

1. Берман Г. Природа и функции права / Г. Берман, У. Грейнер, С. Салиба. Москва ; Челябинск : Социум, 2022. 1040 с.
2. Берман Дж.Г. Западная традиция права: эпоха формирования / Дж.Г. Берман. Москва : Издательство Московского университета ; Норма — ИНФРА-М, 1998. 624 с.
3. Коллинз Р. Четыре социологические традиции / Р. Коллинз. Москва : Территория будущего, 2009. 317 с.
4. Корнев А.В. Правовая мысль в дореволюционной России / А.В. Корнев, А.В. Борисов. Москва : Эксмо, 2005. 288 с.
5. Ле Гофф Ж. Рождение Европы / Ж. Ле Гофф. Санкт-Петербург : Александрия, 2014. 398 с.

Остальные статьи