Актуальные проблемы охраны земельных ресурсов Российской Федерации
Аннотация
Стратегическое планирование экологического развития России в целях обеспечения охраны, рационального и эффективного использования земельных ресурсов страны как общенародного достояния, имеющего важнейшее значение в оценке экологического благополучия, обуславливает необходимость постоянного внимания высшего руководства страны к состоянию земельных ресурсов и разработку и принятие государственной программы «Охрана земель Российской Федерации», что наиболее полно соответствует конституционным целям охраны земель как важнейшего природного ресурса.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Экологическое право № 06/2024 |
Страницы | 26-29 |
DOI | 10.18572/1812-3775-2024-6-26-29 |
Год 2024 стал очередной вехой в стратегическом планировании экологического развития Российской Федерации. В своем Послании Федеральному Собранию 29 февраля 2024 г. (далее — Послание) Президент России выделил наиболее злободневные, с точки зрения главы государства, экологические проблемы страны. Однако, на наш взгляд, весьма симптоматичным является то обстоятельство, что в Послании не было названо ни одного из ранее определенных направлений экологического развития, которые будут успешно завершены в текущем или следующем году; напротив, основное внимание в спектре экологических проблем было уделено продолжению принятых ранее природоохранных программ. Обращает на себя внимание также то обстоятельство, что негативные тенденции в состоянии земельных ресурсов страны как самостоятельная и важнейшая экологическая проблема в Послании не обозначены.
Наиболее значимым документом, определившим цели и задачи социально-экономического и экологического развития страны и принятым в развитие заложенной в Послании концепции достижения позитивных высот государственного строительства, афористично названной Президентом «взглядом в будущее», является Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», которым в новом аспекте обозначена стратегическая цель экологического развития — в качестве национальной цели указано экологическое благополучие. Ранее в наименовании программных документов экологического развития использовались термины, отражающие наиболее широкий подход к решению природоохранных проблем, как то: государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды», Стратегия экологической безопасности Российской Федерации , Национальный проект «Экология» и др. Термин «экологическое благополучие» закреплен в ч. 2 ст. 41 Конституции России, однако легального определения в экологическом законодательстве не получил, в связи с чем его использование в наименовании стратегического направления экологического развития, на наш взгляд, отражает смещение акцента на социально-политические аспекты государственной экологической политики, поскольку категория «благополучие» ассоциируется прежде всего с его субъективной оценкой человека (социальных групп и т.п.).
Названным указом установлены соответствующие показатели, характеризующие достижение экологического благополучия, среди которых большей частью содержатся ранее ставившиеся направления экологического развития в сфере обращения с отходами, сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, меры по охране бассейна о. Байкал, охране лесов и другие направления, среди которых обеспечение рационального использования и охраны земельных ресурсов не упоминается.